Page 9 - 7_8_11
P. 9
Первый урок года 9

с тем, что какие бы компьютеры и Счётная доска – абак
ЭВМ нас ни окружали – своя голо-
ва вернее (по крайней мере всег- Вы думаете, это просто, толковать
да с собой). Между прочим, в этой поэзию? Ничего подобного! Ведь для
голове полагалось держать и таб- этого нужно столько всего знать!
лицу умножения, как и в наши дни.
Запоминали ее, повторяя хором за Во-первых, знать язык, грамматику
учителем. Такой способ заучивания и правила стилистики. Без этого вооб-
немало досаждал людям, жившим ще трудно отличить поэзию от доноса,
по соседству со школой: звонкие го- например. Во-вторых, знать музыку,
лоса детей легко долетали до ушей без которой нельзя говорить о стихот-
горожан. Ведь школьных помещений ворных размерах и ритмах. В-третьих –
не было, часто обходились маленькой астрономию. Поэты – народ сложный.
площадкой на улице или во дворике Они ведь не скажут просто: «В четыре
у дома. Вот и возникали постоянные часа утра». Им нужно зашифровать
жалобы на шум. это время суток, призывая на помощь
все известные небесные светила. А как
Антисфен Аристотель поймешь, о чем речь, если не знаешь,
где какое светило должно находиться
Пифагор. Гиппократ Эпикур в четыре часа утра? В-четвертых, не
Фрагмент «Афинской школы» обойтись без знания философии – поэ-
Начальные, средние и старшие клас- Ученики редко сидели за столом – ты любят философствовать, собствен-
сы – узнаете? чаще на стульях, таблички же для но только этим и занимаются. Перечень
Начало было трудным – начинали письма раскладывали на коленях. наук можно было бы продолжить даль-
с чтения. Ребятишкам приходилось ше вплоть до геометрии, но, пожалуй,
сначала заучивать названия букв, а На второй ступени обучения де- он слишком длинен. Лучше посмотрим,
только потом они узнавали, как эти тьми руководил учитель-грамматик. что делалось на третьем этапе.
буквы выглядят. Лишь позднее стали Программа требовала умения пра-
появляться игровые моменты в обу- вильно строить фразу на родном язы- Здесь в дело вступал ритор – учи-
чении – наиболее прогрессивные пе- ке и толковать сочинения поэтов. тель красноречия. Он преподавал те-
дагоги предлагали запоминать буквы орию ораторского искусства и прово-
с помощью прообраза наших кубиков дил практические занятия. Практика
или даже с помощью фигурного пече- имела две формы. Первая – суазо-
нья в виде букв. Очень удобно  – со- рии: речи на заданные темы, которые
ставил слово и съел. Вот вам и духов- произносил один человек. А темы за-
ная, и материальная пища. давались самые разнообразные – из
Учитель арифметики назывался области истории, мифологии, лите-
весьма забавно – калькулятор. Ну, ратуры, общественной жизни. Вторая
правильно – ведь он обязан был счи- форма – контроверсии, в которых
тать и обучать этому детей. два человека разыгрывали малень-
Считали сначала на пальцах, при- кий спектакль, готовясь к будущим
чем пальцы левой руки обозначали выступлениям в суде; один при этом
единицы и десятки, а правой руки  – играл роль обвинителя, а другой –
сотни и тысячи; далее пользовались защитника. Наверное, наблюдать за
камешками – простейшими счетами этим было довольно любопытно.
(наши счетные палочки). Но надеж-
нее все равно, было считать в уме. В вопросе обучения девочек рим-
Даже сейчас многие сталкиваются ляне придерживались более пере-
довых взглядов, чем греки. Они по-
Школа. III в. до н. э. ощряли всякое стремление женщин
Древний Рим к образованию, которое было необ-
ходимо для участия в общественной
жизни. Женщины обязаны были раз-
бираться в астрономии, математике,
философии, обучались ораторскому
искусству и другим наукам.

Вот пока и все. Подробнее обо
всем можно узнать, читая произведе-
ния античных авторов. Но для этого
надо немного поучиться в нашей сов-
ременной школе.

М. БЕЗУГЛОВА

РАДОСТЬ № 7–8 (209–210) 2011
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14