Page 5 - 7_8_11
P. 5
Первый урок года 5

этапов обучения – например после Церковнославянская азбука – кириллица
освоения учеником Букваря. Сущес-
твовала древнерусская поговорка:
«Кси, пси с фитою пахнули сытою».
Эту поговорку разгадали лишь в
XX веке. Кси, пси, фита – последние
буквы алфавита, «сыть», по словарю
В. И.  Даля,  – еда, пища. Следова-
тельно, по изучении Букваря и плата
и в прямом смысле «сыть» – ученики
приносили учителю горшок каши.

Кстати, этот обычай сохранился
до XVIII века. Выдающийся русский
актер М. С. Щепкин, вспоминал: «При
перемене книг, то есть когда я кончил
азбуку и принес в первый раз Часос-
лов... и горшок молочной каши. и пол-
тину денег... Кашу же обыкновенно
ставили на стол, раздавали учащим-
ся ложки, которые и хватали кашу
из горшка... Кончив кашу, выносили
горшок на чистый двор, ставили его
посередине, и каждый бросал в него
палкой...»

Первым предметом, с которым
сталкивались ученики, являлось обу-
чение чтению. Обучали детей сна-
чала по Букварю, потом изучались
Часослов – книга молитв и Псал-
тирь  – книга псалмов Давида. Это
были основные книги, которыми поль-
зовались во время богослужения.

Как происходило
освоение Букваря? Обучение письмуСначала необходимо было вы-
стия для тесемок, дощечки склады-
учить буквы, а потом заучить слоги. вали вместе, как мы сейчас, написав
Для каждой буквы подбиралось на- что-нибудь, закрываем тетрадку.
чинающееся с этой буквы слово. На-
Теперь уже будет нетрудно отга-
С Опример «аз» – так называется первая дать и древнерусскую загадку «Кни-
Одновременно дети учились пи- га – в ней два листа, а середка пус-
сать. Сначала в дело шли специаль-
ные навощенные дощечки – на них
легче выводила буквы писалом не-
буква, это еще и личное местоимение уверенная детская рука. Дощечки та». Это как раз и есть наши дощечки
«я», «буки» – вторая буква – означает для письма представляли собой как для письма.
слово «буква» и так далее… Ребенку бы прообраз нашей современной Когда ученик наконец осваивал
трудно было понять это. Тогда ученик тетради и состояли из двух частей премудрости письма, переходили к
начинал заучивать слоги. Складывая – одна дощечка с выемкой, залитой письму на бересте. На ней было пи-
«буки-аз» – получалось «ба»... воском,  – для письма, вторая слу- сать значительно труднее. Кстати,
А выглядело обучение так: учитель жила крышкой, которой прикрывали письмо на бересте было наиболее
произносил буквы, а ученики громко написанное. По бокам делали отвер- распространено в Москве вплоть до
за ним повторяли, пока не запомнят. XIV века.
Известна такая поговорка: «Азбуку
учат, во всю избу кричат». Древние перья

Освоение азбуки было делом мно- Ли чернилаЛишь после того как ученик осва-
готрудным. Сохранилась поговорка: ивал искусство письма на дешевой
«Аз, буки, веди (третья буква алфа- бересте, ему разрешали писать на
вита) страшат, как медведи». Слож- пергаменте. На пергаменте писали
ность обучения еще заключалась в гусиным пером и чернилами.
том, что в древнерусском языке су-
ществовало несколько пар одинаково
звучащих букв: «ф» и «фита», «е» и Перья изготавливали так: сначала
с пера соскабливали жир, затем вты-
«ять». кали в нагретый песок или золу, по-
После освоения азбуки переходи-
ли к чтению. Грамотность, как мы уже том очиняли перо, раздваивая конец.
Чернила изготавливали первона-
говорили, первоначально распростра- чально из смеси сажи и клея или же
нялась через монастыри, поэтому изу-
чались книги, необходимые для бого- дубовых желудей и вишневого клея.
служения – Часослов и Псалтирь. Дьяк А хранили чернила в глиняной или

РАДОСТЬ № 7–8 (209–210) 2011
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10