Page 8 - 7_8_11
P. 8
8 Первый урок года

Значит, необходимо Греки проповедовали идею в дело другой учитель – кифарист,
было учиться с малолетс- гармонично развитой личнос- учивший играть на лире или кифа-
тва говорить пламенные ти. Поэтому считали равно ре. Под звуки этих инструментов пе-
речи и вести спор на «вы- важным интеллектуальное, лись песни и гимны – соло или хором.
сшем уровне», то есть музыкальное и физическое Систему образования дополнял
овладеть ораторским воспитание. своими уроками педотриб – учитель
искусством, или иными Так появилось на горизон- гимнастики. Под его руководством
словами, риторикой. Хо- те предметное обучение. дети состязались в беге, прыжках,
рошо, что сейчас многие Мальчикам полагалось иметь метании копья и диска. Все ученики
школы и гимназии вспом- трех учителей: грамматис- надеялись со временем победить в
нили этот забытый пред- та, кифариста и педотри- каких-нибудь больших спортивных
мет и пекутся о том, что- Кифарист ба. Грамматист  – учитель играх.

бы современные ученики грамоты – обучал детей Конечно, не забывали в Греции и
могли хотя бы «два слова связать». чтению и письму, а также давал об отдыхе. Летом – каникулы, в тече-
Но некоторые из современных школь- основные понятия о счете. Вместо нии учебного года – праздники. Все,
ных ораторов не знают, что начало тетрадей ученики пользовались де- как полагается. Интересно, что уже
этому интересному (или неинтересно- ревянными табличками, покрытыми в те далекие времена праздновали
му?) учебному предмету положили аж День учителя.
древние греки задолго до нашей эры. До сих пор речь шла о мальчиках.
Слово «ритор» – греческое (rhetor), А что же девочки? Начиная с семи
так называли учителя красноречия. Тростниковая ручка лет, девочки знакомились с домо-
Правда, теперь им иногда называют Стиль водством, прядением, ткачест-
человека, речь которого состоит из вом, их учили читать и писать, петь и
пышных и красивых, но малосодер- танцевать. Изучали они и литературу,
жательных фраз. А слово «ритори- но женщинам считалось неприлич-
ка» и в наши дни обозначает теорию ным блистать остроумием и начитан-
и искусство красноречия. ностью. Идеи Платона, что женщины
Как мы знаем, в Греции делили обладают не меньшими способностя-
людей на свободных и рабов. И хотя ми, чем мужчины, долго не находили
всю тяжелую работу выполняли рабы, отклика в Греции.
но мальчиков на всякий случай гото-
вили к практической жизни. Они учи- Рассказ второйНавощенная
лись вести хозяйство, наблюдали, как
работают в поле и на виноградниках, дощечка
знакомились даже с медициной. В и чернильница
общем, трудовое воспитание и проф- воском, на которых острой палоч-
ориентация в наших школах не на кой – стилом – чертили буквы и фра-
пустом месте родились.
кзы. Кстати, именно от этой палочки
В четырнадцать лет мальчики на- ТРИ «ЧАШИ»
чинали усиленно заниматься спор-
Как складывалась жизнь древне-
римских учеников?

В Древнем Риме почему-то тоже
пришли к мысли, что детей нужно на-
том. Продолжительные и разнообраз- происходит слово «стиль», имеющее чинать учить с семи лет.
ные физические тренировки должны сейчас очень широкое значение, а Римляне были, видимо, более
были подготовить их к военной служ- первоначально – стиль начерта- предприимчивыми, чем гре-
бе, на которую забирали в восемнад- ния букв, стиль почерка. ки, и сразу начали со-
Мальчики изучали древ- здавать частные шко-
цать лет – опять как и у нас, или, на- них писателей (у них тоже лы, куда отправляли
оборот, как у них.
Само по себе образование вроде были свои древние), ра- мальчиков в сопро-
бы не было обязательным, но госу- зучивали гимны в честь вождении воспитате-
дарство косо смотрело на родителей, богов, которые потом ис- лей-педагогов. Сущес-
которые не учили своих детей. Счи- полняли во время празд- твовало и обучение на
талось, что тем самым они не выпол- неств. И вот здесь вступал дому, этим занимался
специально нанятый до-
няют свой долг по отношению к Апулей машний учитель.
подрастающему поколению и к
обществу в целом. Поначалу программа обу-
чения была очень скромной:
Постепенно люди поняли, чтение, письмо да начало
что удобнее обучать детей не
по одному. Это и легче, и де- арифметики. С течением вре-
мени программа расширилась
шевле, и меньше опекунов-учи- и возникли три ступени обу-
телей понадобится, и условия
подходящие для учения создать чения. О них писал Апулей:

можно. Так в V веке до нашей «Первая – чаша учителя чте-

эры появились первые шко- ния, литератора – заклады-

лы. Детей начали объединять в вает основы; вторая – чаша

группы, вел занятия профессио- грамматика – оснащает зна-
ниями; третья  – чаша рито-
нальный преподаватель. И даже Грамматист и ученики ра – вооружает красноречи-
появилась первая программа
обучения. ем». Да ведь это наша школа!

РАДОСТЬ № 7–8 (209–210) 2011
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13