Page 6 - 7_8_11
P. 6
6 Первый урок года

сделанной из рога животного Продолжение
чернильнице. Свежие чернила
были бледными и лишь после Ообразования
высыхания приобретали тем- Образование в России и Ев-
ный цвет. Позже чернила при- ропе пошло разными путями. В
готавливали и из свежих ягод Европе сравнительно рано поя-
бузины, и из специальных чер- вились светские университеты,
нильных орешков, завозивших- где педагоги читали слушателям
ся из Персии. лекции и вели семинары.
Гусиное перо оставляло В России же, как мы уже
кляксы, которые зачастую сли- отмечали, просвещение шло в
зывали языком. Текст на пер- основном через монастыри. В
гаменте долго не высыхал, при- монастыре ученик (его назы-
ходилось написанное посыпать вали инок) вверялся учителю
песком... В общем, ученики (старцу), который согласно мо-
XIV–XV веков могли бы толь- настырскому уставу являлся для
ко позавидовать современным него высшим авторитетом. В
школьникам с нашими тетрадя- монастырях, конечно, изучались
ми и шариковыми ручками! книги Священного писания и
Все, наверное, знают пого- творения отцов церкви. Помимо
ворку – «Что написано пером, Житие Сергия Радонежского этого изучались искусство вра-

не вырубишь топором». Ока- чевания, иконопись, техника
возведения зданий (прототип ны-
Обучение пениюзывается, в древности эта поговор- нешней архитектуры).

ка носила достаточно практический Обучение заканчивалось коллек-
характер: пергамент был довольно тивным обсуждением, или диспута-
дорогим удовольствием, его исполь- ми (так они назывались в Европе), бо-
зовали неоднократно  – исписанный гословских тем. На Руси обсуждение

Влист погружали в воду, соскабливали
В древнерусских школах помимо
чтения, письма, арифметики учили
пению. Дело в том, что пение было
необходимо для служб в русской пра-
с него все написанное и писали сно- вославной церкви. Детей обучали называлось прениями. Так что древ-
ва. Правда, следы предыдущих за- пению церковных песнопений – кано- ние москвичи были сильны в искусст-
писей все равно оставались. Скорее нов и псалмов. Учили в основном по ве полемики (спора). В XV–XVI веках
всего, отсюда и поговорка! слуху, повторяя распевы за учителем. подобные прения были так широко
Для записи нотного текста сущест- распространены, что их посещали не
ГОбучение счетуГрамотный человек в Москве обя- вовало крюковое письмо, которое только монахи, но и образованные
зан был уметь не только читать, пи- пришло к нам из Греции. Молитвы и москвичи, и даже цари. Правда, эта
сать, но и, конечно, должен был уметь песнопения записывались различны- традиция просуществовала недолго –
считать. Правда, сначала обучались ми значками в виде славянских и гре- опасались распространения свободо-
чтению, потому что, как говорили ческих букв. В XVII веке была даже мыслия.
москвичи, «без грамоты и цифирь ВПервый аттестатиздана особая крюковая грамма-
не удается» – на Руси вплоть до XVII
века господствовало буквенное обоз- тика Александра Мезенца. И толь-
начение цифр. ко постепенно стали переходить на
Например, буква «а», поставлен- современную нотную запись, кстати,
тоже придуманную в Европе Гвидо
Арецци.

Собственно, чтением, письмом,
В наше время, когда ученик закан-
чивает школу, он получает аттестат о
среднем образовании. А был ли про-
образ аттестата в Древней Руси? Ока-
ная под черточкой (титлом) будет уже счетом и азами пения ограничива- зывается, в отличие от Западной Евро-
означать не букву, а единицу, «веди» лось начальное образование. А если пы, где первые дипломы об окончании
с титлом – двойку. Трудность заклю- ученик хотел продолжить свое об- университета появились уже в XIII веке,
чалась и в том, что не все буквы оз- разование, у него был только один на Руси первые аттестаты появились
начали цифры, у букв «б», «ж», «щ», путь  – учиться дальше в монастыре. лишь в XVII веке. Едва ли не первым
«ш», «ь», «ъ» не было цифровых ана- подобным документом в России был
логов. аттестат, выданный Петру I в Амстер-
даме 15 января 1698 года, который
Первые девять букв (кроме гласил, что Петр Михайлов (под этим
этих, избранных) использова-
лись для обозначения единиц (1– именем царь путешествовал) был
«прилежным и разумным плотни-
9), вторые – для десятков (от 10 ком... в связывании, заколачивании
до 90), далее сотни и так далее.
И, например число 121 записыва- и т. д. поступал, как доброму и ис-
кусному плотнику надлежит».
лось как РКА, а для предыдущего
числа достаточно двух букв  – РК. И даже после этого, вплоть до
Запомнить это было очень труд- конца XVIII – начала XIX века в Рос-
но, поэтому существовали специ- сии основной характеристикой слу-
альные цифровые алфавиты. жили рекомендательные письма, в
В быту считали на пальцах. И которых человек, знавший способ-
только Петр I ввел на Руси арабс- ности ученика, рекомендовал его
кие цифры – и система счета зна- Др.-русский певческий сборник. своему знакомому.
чительно упростилась. Крюковая рукопись XV–XVI вв.
Е. ДУНАЕВА

РАДОСТЬ № 7–8 (209–210) 2011
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11