Page 9 - № 3–4 (276) 2021 аddition
P. 9

Àëüôà è Îìåãà                                              9



             Основоположником жанра симфо-                                     тона, то симфонии Моцарта гораздо
          нии считают венского классика Йозе-                                  драматичнее.
          фа Гайдна. Именно он в своем твор-                                       Симфонии Бетховена насыщены
          честве выработал форму, признанную                                   образами борьбы. Это монументальные
          образцовой, или, как принято говорить                                произведения, по глубине содержания
          у музыковедов, классической.                                         не уступающие опере. А последняя из
             Классическая симфония состоит                                     бетховенских симфоний, Девятая, вклю-
          из четырех частей – четырех взглядов                                 чает в себя хор, поющий восторженный
          на жизнь, образующих целостную кар-                                  и величественный гимн «Обнимитесь,
          тину. Первая часть симфонии как буд-                                 миллионы» на стихи оды Шиллера «К
          то утверждает: «Жизнь – это борьба».                                 радости». Композитор рисует здесь
          Кто конфликтует и из-за чего соперни-                                грандиозную картину свободного, ра-
          чает, музыка не сможет объяснить                                     достного человечества, которое стре-
          слушателю. Но язык звуков как нельзя                                 мится ко всеобщему братству.
          лучше передает эмоции борьбы, ха-                                        В одно время с Бетховеном в Вене
          рактер разногласия. Это может быть                                   жил другой замечательный австрийский
          легкая размолвка или яростная схват-                                 композитор, Франц Шуберт. Его сим-
          ка врагов, сдержанный спор или глу-  Êðóïíûå ôîðìû, â êîòîðûõ        фонии звучат как лирические поэмы,
          бокая драма. Первая часть классической   ìîæíî ñ ïîìîùüþ çâóêîâ      как глубоко личные высказывания.
          симфонии – всегда энергичная, в бы-                                  С Шубертом в жанр симфонии пришло
          стром темпе и, как правило, занимает   èçëîæèòü ôèëîñîôñêóþ          новое течение – романтизм. Предста-
          главенствующее положение в цикле.   êîíöåïöèþ èëè ðàññêàçàòü         вители музыкального романтизма в
             Вторая часть говорит: «Жизнь – это   î ìíîæåñòâå ñîáûòèé,         симфонии – Роберт Шуман, Феликс
          размышление, наблюдение, мечта».    íàçûâàþò ñèìôîíèåé.              Мендельсон, Гектор Берлиоз. Гектор
          В медленных и протяжных вторых частях                                Берлиоз, выдающийся французский
          симфоний музыкальный герой Йозефа   Ýòîò æàíð îðêåñòðîâîé ìóçûêè     композитор, первым создал программ-
          Гайдна словно бы смотрит в окно на   áûë ñîçäàí ñïåöèàëüíî           ную симфонию, описав ее содержание
          оживленную венскую улицу, моцартов-  äëÿ òîãî, ÷òîáû íàèáîëåå        в виде новеллы о жизни артиста.
          ский герой мечтает о любви, персонаж   ïîëíî îòðàæàòü æèçíü.             Симфония в России – это, прежде
          Людвига ван Бетховена размышляет                                     всего, творчество Петра Чайковско-
                                                                               го. Его симфонические сочинения –
                                                                               волнующие, захватывающие повести
                                            в конце концов жизнь – это радость,   о борьбе человека за счастье. Важ-
                                            это победа добра над злом». Финалы   ный вклад в русскую симфонию внес
                                            классических симфоний проникнуты   и Александр Бородин: его произве-
                                            торжеством и счастьем – может быть,   дения в этом жанре отличаются эпи-
                                            лишь слегка омраченными воспоми-   ческой широтой, мощью, истинно
                                            наниями о прошлом.                 русским размахом.
                                                Со времен Гайдна почти все ком-    В симфониях Дмитрия Шостако-
                                            позиторы создавали симфонии. При-  вича воплощен XX век с его бурями,
                                            том, что все они, независимо от эпохи,   трагедиями и свершениями. В произ-
                                            опирались на единый канон, музыка   ведениях этого композитора отраже-
                                            у них получалась совершенно разная:   ны события нашей истории и образы
                                            во всей обширнейшей библиотеке     современников, строящих, борющих-
                                            симфонической музыки нет двух по-  ся, страдающих и побеждающих.
                                            хожих симфоний. Каждый композитор      Любая симфония – это целый мир.
                                            средствами симфонического жанра    Мир времени, ее породившего. Слушая
                                            говорил о своем, рисовал неповтори-  классические симфонии, мы стано-
          о судьбах человечества. Наблюдения   мую картину мира.               вимся духовно богаче, приобщаемся
          и
          и раздумья не всегда безоблачны, и    Если симфонии Гайдна в основ-  к сокровищам человеческого гения,
          вторые части симфоний подчас не   ном безоблачные, радостные и лишь   равным по значению трагедиям Шек-
          вт
          л
          лишены печали и драматизма.       в очень немногих из созданных им   спира, романам Толстого, стихам Пуш-
             Третья часть симфонии провоз-  104 произведений этого жанра по-   кина, картинам Рафаэля.
          гл
          глашает: «Нет жизни без праздников   являются серьезные или печальные                    Т. ЩЕПАТОВА
          и развлечений!» А лучшее развлече-
          и
          ни
          ние – это, конечно же, танцы. Вот по-
          че
          чему третья часть классического сим-
          фонического цикла – это менуэт. Не
          ф
          перестали веселиться и в более позд-
          пе
          них симфониях: в них третьи части
          н
          получили название «скерцо», что в
          по
          переводе с итальянского значит «шут-
          пе
          ка
          ка». Хотя шутили композиторы на
          ст
          страницах своих симфонических по-
          ло
          лотен по-разному – зачастую веселье
          скрывало горечь и отчаяние…
          ск
             Четвертая часть симфонии назы-
          вается у музыкантов «финал». Финал
          ва
          ут ут у утверждает: «Что бы ни было раньше,
             ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 3–4  • 2021
   4   5   6   7   8   9   10   11   12