Page 9 - № 3–4 (276) 2021 аddition
P. 9
Àëüôà è Îìåãà 9
Основоположником жанра симфо- тона, то симфонии Моцарта гораздо
нии считают венского классика Йозе- драматичнее.
фа Гайдна. Именно он в своем твор- Симфонии Бетховена насыщены
честве выработал форму, признанную образами борьбы. Это монументальные
образцовой, или, как принято говорить произведения, по глубине содержания
у музыковедов, классической. не уступающие опере. А последняя из
Классическая симфония состоит бетховенских симфоний, Девятая, вклю-
из четырех частей – четырех взглядов чает в себя хор, поющий восторженный
на жизнь, образующих целостную кар- и величественный гимн «Обнимитесь,
тину. Первая часть симфонии как буд- миллионы» на стихи оды Шиллера «К
то утверждает: «Жизнь – это борьба». радости». Композитор рисует здесь
Кто конфликтует и из-за чего соперни- грандиозную картину свободного, ра-
чает, музыка не сможет объяснить достного человечества, которое стре-
слушателю. Но язык звуков как нельзя мится ко всеобщему братству.
лучше передает эмоции борьбы, ха- В одно время с Бетховеном в Вене
рактер разногласия. Это может быть жил другой замечательный австрийский
легкая размолвка или яростная схват- композитор, Франц Шуберт. Его сим-
ка врагов, сдержанный спор или глу- Êðóïíûå ôîðìû, â êîòîðûõ фонии звучат как лирические поэмы,
бокая драма. Первая часть классической ìîæíî ñ ïîìîùüþ çâóêîâ как глубоко личные высказывания.
симфонии – всегда энергичная, в бы- С Шубертом в жанр симфонии пришло
стром темпе и, как правило, занимает èçëîæèòü ôèëîñîôñêóþ новое течение – романтизм. Предста-
главенствующее положение в цикле. êîíöåïöèþ èëè ðàññêàçàòü вители музыкального романтизма в
Вторая часть говорит: «Жизнь – это î ìíîæåñòâå ñîáûòèé, симфонии – Роберт Шуман, Феликс
размышление, наблюдение, мечта». íàçûâàþò ñèìôîíèåé. Мендельсон, Гектор Берлиоз. Гектор
В медленных и протяжных вторых частях Берлиоз, выдающийся французский
симфоний музыкальный герой Йозефа Ýòîò æàíð îðêåñòðîâîé ìóçûêè композитор, первым создал программ-
Гайдна словно бы смотрит в окно на áûë ñîçäàí ñïåöèàëüíî ную симфонию, описав ее содержание
оживленную венскую улицу, моцартов- äëÿ òîãî, ÷òîáû íàèáîëåå в виде новеллы о жизни артиста.
ский герой мечтает о любви, персонаж ïîëíî îòðàæàòü æèçíü. Симфония в России – это, прежде
Людвига ван Бетховена размышляет всего, творчество Петра Чайковско-
го. Его симфонические сочинения –
волнующие, захватывающие повести
в конце концов жизнь – это радость, о борьбе человека за счастье. Важ-
это победа добра над злом». Финалы ный вклад в русскую симфонию внес
классических симфоний проникнуты и Александр Бородин: его произве-
торжеством и счастьем – может быть, дения в этом жанре отличаются эпи-
лишь слегка омраченными воспоми- ческой широтой, мощью, истинно
наниями о прошлом. русским размахом.
Со времен Гайдна почти все ком- В симфониях Дмитрия Шостако-
позиторы создавали симфонии. При- вича воплощен XX век с его бурями,
том, что все они, независимо от эпохи, трагедиями и свершениями. В произ-
опирались на единый канон, музыка ведениях этого композитора отраже-
у них получалась совершенно разная: ны события нашей истории и образы
во всей обширнейшей библиотеке современников, строящих, борющих-
симфонической музыки нет двух по- ся, страдающих и побеждающих.
хожих симфоний. Каждый композитор Любая симфония – это целый мир.
средствами симфонического жанра Мир времени, ее породившего. Слушая
говорил о своем, рисовал неповтори- классические симфонии, мы стано-
о судьбах человечества. Наблюдения мую картину мира. вимся духовно богаче, приобщаемся
и
и раздумья не всегда безоблачны, и Если симфонии Гайдна в основ- к сокровищам человеческого гения,
вторые части симфоний подчас не ном безоблачные, радостные и лишь равным по значению трагедиям Шек-
вт
л
лишены печали и драматизма. в очень немногих из созданных им спира, романам Толстого, стихам Пуш-
Третья часть симфонии провоз- 104 произведений этого жанра по- кина, картинам Рафаэля.
гл
глашает: «Нет жизни без праздников являются серьезные или печальные Т. ЩЕПАТОВА
и развлечений!» А лучшее развлече-
и
ни
ние – это, конечно же, танцы. Вот по-
че
чему третья часть классического сим-
фонического цикла – это менуэт. Не
ф
перестали веселиться и в более позд-
пе
них симфониях: в них третьи части
н
получили название «скерцо», что в
по
переводе с итальянского значит «шут-
пе
ка
ка». Хотя шутили композиторы на
ст
страницах своих симфонических по-
ло
лотен по-разному – зачастую веселье
скрывало горечь и отчаяние…
ск
Четвертая часть симфонии назы-
вается у музыкантов «финал». Финал
ва
ут ут у утверждает: «Что бы ни было раньше,
ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 3–4 • 2021