Page 8 - № 3–4 (276) 2021 аddition
P. 8

8                                  Àëüôà è Îìåãà



                                     òĉčĕďĎĉĠ

























                         Ě




 Ï                            Êîìïîçèòîðû Âîëüôãàíã Àìàäåé Ìîöàðò, Ëþäâèã âàí Áåòõîâåí è Éîçåô Ãàéäí



             Произведения искусства – словно
                                                Крупные формы, в которых можно
                                                                                   Слово «симфония» известно со
                                                                               времен античности. Тогда такой слож-
                                             с помощью звуков изложить философ-
          зеркала, в которых отражается жизнь.
          Эти зеркала могут быть разного раз-
                                             жестве событий, есть и у композиторов.
                                                                               эпохи, еще не существовало, и сим-
          мера – поменьше и побольше. С по-
                                                                               фонией называли пение хора или
                                             «Царицей» таких форм называют сим-
          мощью маленького зеркала удобно    скую концепцию или рассказать о мно-  ной музыки, как в более поздние
          рассматривать детали; произведения   фонию. Этот жанр оркестровой музы-  вокального ансамбля в унисон, а
          малых форм в разных видах искусств   ки был создан специально для того,   также любое благозвучное сочетание
          запечатлевают детали жизни, раскры-  чтобы наиболее полно отражать жизнь.  тонов. В Средние века слово исчез-
          вая их красоту. На маленьком натюр-                                  ло
                                                                               ло из употребления и обрело новую
          морте художник изобразит только один                                 жи
                                                                               жизнь лишь в эпоху Возрождения:
          предмет, и мы сможем рассмотреть                                     симфонией стало называться ин-
                                                                               си
                                                                               струментальное вступление к мно-
          его внимательно, ни на что не отвле-                                 ст
                                                                               гоголосному вокальному сочинению –
          каясь, а композитор выберет жанр                                     гог
                                                                               мадригалу или канцоне. Позднее это
          музыкальной миниатюры, чтобы по-                                     ма
                                                                               вст
          делиться мимолетным чувством.                                        вступление превратилось в оперную
             Если мы хотим увидеть целостный                                   увертюру, а симфония обрела само-
                                                                               ув
          образ, нужно большое зеркало. По-                                    сто
                                                                               стоятельную жизнь в качестве жан-
                                                                               ра оркестровой музыки. Случилось
          этому писатели, решив подробно ра-                                   ра
          зобраться в какой-либо теме или по-                                  это, по историческим меркам, срав-
                                                                               это
          казать жизнь с разных сторон, выби-                                  нительно недавно: в XVIII веке.
                                                                               ни
          рают крупные формы. Например, роман
          «Война и мир» Льва Толстого пове-
          ствует о жизни многих людей, создавая
                                                    мфонии, как и в жизни, на
          панораму целой исторической эпохи!    В сим
                                                В симфонии, как и в жизни, на
                                             первый взгляд ничего не понятно. Мно-
                                             жество мелодий появляются и исчеза-
                                             ют. Мотивы то спорят друг с другом, то
                                             соглашаются, то звучат на «поверхно-
                                             сти», то «тонут» в оркестровой факту-
                                             ре. Настоящий водоворот! Однако на
                                             самом деле в симфонии – как и в жиз-
                                             ни – нет никакой путаницы. Наоборот,
                                             она является выражением наивысшей
                                             гармонии: само слово «симфония» в
                                             переводе с древнегреческого означа-
                                             ет «созвучие», «согласованное звуча-
                                             ние». Каждый слушатель может постичь
                                             эту гармонию, если узнает историю
                                             симфонического жанра и законы, по
                                             которым строится симфония.

                                                                                                      –
                                                                                                         202

                                                                                                      3
                                                                                             ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 3–4  • 20211

                                                                                                       4 •
                                                                                             ƘƈƌƖƙƚƤ
                                                                                                    ȴ
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12