Page 8 - № 3–4 (276) 2021 аddition
P. 8
8 Àëüôà è Îìåãà
òĉčĕďĎĉĠ
Ě
Ï Êîìïîçèòîðû Âîëüôãàíã Àìàäåé Ìîöàðò, Ëþäâèã âàí Áåòõîâåí è Éîçåô Ãàéäí
Произведения искусства – словно
Крупные формы, в которых можно
Слово «симфония» известно со
времен античности. Тогда такой слож-
с помощью звуков изложить философ-
зеркала, в которых отражается жизнь.
Эти зеркала могут быть разного раз-
жестве событий, есть и у композиторов.
эпохи, еще не существовало, и сим-
мера – поменьше и побольше. С по-
фонией называли пение хора или
«Царицей» таких форм называют сим-
мощью маленького зеркала удобно скую концепцию или рассказать о мно- ной музыки, как в более поздние
рассматривать детали; произведения фонию. Этот жанр оркестровой музы- вокального ансамбля в унисон, а
малых форм в разных видах искусств ки был создан специально для того, также любое благозвучное сочетание
запечатлевают детали жизни, раскры- чтобы наиболее полно отражать жизнь. тонов. В Средние века слово исчез-
вая их красоту. На маленьком натюр- ло
ло из употребления и обрело новую
морте художник изобразит только один жи
жизнь лишь в эпоху Возрождения:
предмет, и мы сможем рассмотреть симфонией стало называться ин-
си
струментальное вступление к мно-
его внимательно, ни на что не отвле- ст
гоголосному вокальному сочинению –
каясь, а композитор выберет жанр гог
мадригалу или канцоне. Позднее это
музыкальной миниатюры, чтобы по- ма
вст
делиться мимолетным чувством. вступление превратилось в оперную
Если мы хотим увидеть целостный увертюру, а симфония обрела само-
ув
образ, нужно большое зеркало. По- сто
стоятельную жизнь в качестве жан-
ра оркестровой музыки. Случилось
этому писатели, решив подробно ра- ра
зобраться в какой-либо теме или по- это, по историческим меркам, срав-
это
казать жизнь с разных сторон, выби- нительно недавно: в XVIII веке.
ни
рают крупные формы. Например, роман
«Война и мир» Льва Толстого пове-
ствует о жизни многих людей, создавая
мфонии, как и в жизни, на
панораму целой исторической эпохи! В сим
В симфонии, как и в жизни, на
первый взгляд ничего не понятно. Мно-
жество мелодий появляются и исчеза-
ют. Мотивы то спорят друг с другом, то
соглашаются, то звучат на «поверхно-
сти», то «тонут» в оркестровой факту-
ре. Настоящий водоворот! Однако на
самом деле в симфонии – как и в жиз-
ни – нет никакой путаницы. Наоборот,
она является выражением наивысшей
гармонии: само слово «симфония» в
переводе с древнегреческого означа-
ет «созвучие», «согласованное звуча-
ние». Каждый слушатель может постичь
эту гармонию, если узнает историю
симфонического жанра и законы, по
которым строится симфония.
–
202
3
ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 3–4 • 20211
4 •
ƘƈƌƖƙƚƤ
ȴ