Page 7 - 12_14
P. 7
Памятные даты 7

Дружеские шаржи М. И. Глинка забудь это: я часто понимал, что из всех
хранились дружеские карикатуры с за- людей, которые меня здесь окружали,
Как уже упоминалось, среди друзей бавными названиями: «Глинка на бале только ты один был мне брат по искус-
Карла Брюллова было много талантли- в Смольном, обожаемый», «Глинка, ству». Глинка бросился к Брюллову на
вых, увлеченных искусством людей. Их поющий без голоса и без фрака», шею, и они оба прослезились.
образы художник не раз запечатлевал «Глинка, сочиняющий музыку». Бу-
на холсте. Теплая дружба связывала дучи маленького роста, Глинка всегда Вдохновленные
художника с великим композитором ходил, вскидывая голову, и Брюллов музыкой
Михаилом Ивановичем Глинкой. точно отразил в рисунках характерную
манеру композитора говорить, петь, В 1842–1843 годах Россию посетил
Глинка и Брюллов встречались на двигаться. Много лет спустя, когда уже великий Ференц Лист. Глинка и Брюл-
вечерах, которые проходили в доме не было ни Брюллова, ни Глинки, в ака- лов довольно часто встречались с ним,
братьев Кукольников. Располагались беседовали, побывали почти на всех
на огромном диване, сделанном по его выступлениях. В 1843 году Лист
эскизам Брюллова, вели задушевные пришел на спектакль оперы Глинки
беседы об искусстве, о жизни, о людях. «Руслан и Людмила». Михаил Ивано-
Глинка часто пел свой любимый романс вич много рассказывал о работе над
«В крови горит огонь желанья». Его оперой в доме у Кукольника, показывал
высокий тенор звучал проникновенно сочиненную музыку. Брюллов в извест-
ной мере был причастен к постановке

Александр Струговщиков

Глинка, поющий без
голоса и без фрака

Александр Рамазанов

Нестор Кукольник демии открылась выставка портретов, «Руслана и Людмилы». Он набрасывал
посвященных Глинке, известный поэт и эскизы костюмов, фрагменты декора-
и страстно, он становился удивитель- переводчик Александр Струговщиков ций, которые потом завершил худож-
но красивым. На одной из карикатур написал в письме своему другу: «Вам ник Роллер. Когда же он услышал сде-
Николая Степанова «Глинка за роя- надо посмотреть шаржи Брюллова, ланную Листом транскрипцию «Марша
лем» за спиной композитора изобра- чтобы понять натуру Глинки до конца». Черномора», то был просто потрясен.
жены Платон Кукольник и Яков Яненко.
А за столом о чем-то увлеченно толку- Глинка обижался на карикатуры В свою очередь Листу запомнил-
ют Нестор Кукольник и Карл Брюллов. Брюллова, ему порой Брюллов казался ся Брюллов – их встречи в дружеском
даже злым. Но в 1848 году, вернувшись кругу, рассуждения об искусстве и,
Большого портрета Глинки Брюл- из Испании, композитор отправился на- конечно, живописные полотна рабо-
лов волею судеб не написал. Зато со- вестить друга, уже тяжело больного. Он ты Брюллова. Когда годы спустя Лист
провел у художника несколько часов встретился в Риме со скульптором Ни-
и рассказывал об Испании, так увле- колаем Александровичем Рамазано-
кательно, что Брюллов, которому для вым, он спрашивал о Брюллове, назы-
лечения был рекомендован юг, решил, вал его гением, просил кланяться при
что при первой возможности поедет встрече и передать поклон в письме.
туда. Прощаясь с Глинкой, Брюллов
сказал: «Я часто досаждал тебе, но ты Вот так в общении с музыкой про-
шла жизнь Брюллова. И как знать, если
бы в этой жизни не было музыки, может
быть, полотна Брюллова не поражали
бы таким светом, сочными красками,
энергией и красотой. Не случайно ве-
ликий французский композитор Морис
Равель сказал: «Если искусство пере-
стает быть красивым, зачем оно».

Т. МИХАЙЛОВА

РАДОСТЬ № 12 • 2014
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12