Page 5 - 12_14
P. 5
Памятные даты 5

Автопортрет 12 декабря 2014 года исполняется 215
лет со дня рождения замечательного
русского художника Карла Павловича
Брюллова.

Творчество – процесс сложный
и таинственный. До сих пор неизвестно,
как появляется вдохновение. Считается,
что его дарит творцу муза. Ею может
стать и природа, и любимая женщина,
и прочитанная книга, и пленительная
мелодия. Для Карла Павловича Брюллова
источником вдохновения всегда была
прекрасная музыка. Она занимала
в жизни художника особое, очень важное
место. Своим ученикам Брюллов не раз
советовал: «Делайте с карандашом то
же, что делают настоящие артисты со
смычком, с голосом». А однажды, когда
один художник попросил его высказаться
о новой картине, Брюллов ответил:
«Ее всю надо бы протрогать смычком
Паганини». Брюллов видел предметы
и природу словно бы звучащими:
живыми, подвижными. И из-под кисти
мастера выходили полотна, как будто
наполненные музыкой.

КМУЗЫаКрАБлЛЬаНЫрЕ юКАлРТлИНоЫваКарл Брюллов был разносторон- Портреты
не образованным человеком. Он хо- великих певиц
рошо знал литературу, театр, музыку.
Среди его друзей были выдающиеся Еще находясь в Италии, худож-
ник буквально влюбился в звучание
Kлюди эпохи: Пушкин, Жуковский, человеческого голоса. Так, он специ-
все профессора и студенты играли на ально задержался в Болонье для того,
различных инструментах. В академии чтобы, как говорил он сам, «слушать,
часто устраивались музыкальные вече- слушать и слушать» певицу Джудитту
ра, на которых звучали трио, квартеты, Паста: она пленила Брюллова своей
квинтеты. Завсегдатаем этих вечеров Ниобеей в специально написанной для
Крылов, Айвазовский, Карамзины, был Карл Брюллов.
братья Виельгорские, актер Михаил Завершив обучение, молодой ху- Джудитта Паста – Анна Болейн
Щепкин, братья Кукольники. Всех, дожник отправился в путешествие по
кого судьба сводила с Брюлловым, Италии. Там он открыл для себя мир
восхищала образная, четкая речь оперы: познакомился с произведени-
художника, смелость его суждений ями Доницетти, Беллини, Россини
об искусстве. Его огненный темпера- и других композиторов.
мент сочетался с железной логикой Присущие опере яркость, сочета-
мысли: за всем, что говорил Брюл- ние разных характеров в одной сцене
лов, чувствовался сильный ясный ум. видны в больших полотнах Брюлло-
И еще вспоминают современники, ва – например, в картине «Последний
когда художник говорил об искусст- день Помпеи». Рисуя трагедию поги-
ве, глаза его блистали особенным бающего города, ужас, обуявший жите-
вдохновением. лей, Брюллов избегает жестоких сцен,
Музыка вошла в жизнь Карла Брюл- показывая переживания людей. Герои
лова в годы обучения в Санкт-Петер- полны горя, отчаяния, страдания и при
бургской академии художеств. Почти этом прекрасны.

РАДОСТЬ № 12 • 2014
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10