Page 3 - 4_11
P. 3
Московский конкурс 3

слушателем, только в их руках музы- зера  – легендарного Музея удалось сохранить обстановку
кальное произведение обретает под- педагога, воспитавшего этого места таким, каким он был при
линную жизнь. Поэтому на конкурсе более трех сотен извес- Шаляпине. Казалось, что легендарный
“Волшебная лира” мы оценивали не са- тных музыкантов-испол- певец тоже член жюри – он просто не-
мого ребенка, а то, насколько хорошо нителей. Среди его учеников надолго вышел из гостиной.
было представлено исполненное им такие именитые пианисты как
произведение. Такой подход мы счита- С. Е. Фейнберг, Р. В. Тамаркина, «Для детей выступления в таких
ем единственно верным». Т. П. Николаева, Д. А. Башкиров, местах – настоящее откровение. Пос-
Г. Я. Гродберг. Участники конкурса ле экскурсии они играют с совершен-
Конкурс «Волшебная лира» «Волшебная лира» как бы пришли к но другими ощущениями. Потому что
проводился по номинациям: Александру Борисовичу в гости и полу- в этих квартирах и домах все живое
«Инструментальное испол- чили возможность сыграть на инстру- и все буквально пропитано добротой,
нительство» (сольное и менте, на котором он занимался с уче- талантом, духом великих людей, жив-
ансамблевое), «Вокаль- никами и к которому прикасались руки ших в них. Ребята уходят буквально
ное народное испол- С. В. Рахманинова, А. С. Скрябина, с другими глазами, – комментирует
нительство» (сольное Н. К. Метнера. А. С. Скрябин. – И хотя сам я противник
и ансамблевое), «Ком- музыкальных состязаний, считаю, что
позиторское творчес- Остальных инструменталистов, а такой конкурс, как “Волшебная лира”,
тво». Традиционный также юных композиторов принимал совершенно необходим: на нем дети не
ежегодный Московский в своих стенах Культурный центр им. соревнуются друг с другом, а решают
открытый детско-юно- П. И. Чайковского. Здесь, в доме на творческие задачи, причем происходит
шеский фестиваль акаде- Кудринской площади, композитор жил это не в строгой учебной аудитории, а
мического сольного пения с сентября 1872 по ноябрь 1873 года и в уютной и теплой домашней атмосфе-
«Посвящается Шаляпину» написал несколько известнейших сво- ре – в гостях у великих музыкантов».
в этом сезоне органично влил- их произведений – симфоническую
ся в конкурс и стал его четвертой фантазию «Буря», музыку к сказке 10 апреля в Органном зале ГЦ
номинацией. «Отрадно, что заявки А. Н. Островского «Снегурочка», пье- ММК им. М. И. Глинки состоялся гала-
на участие в “Волшебной лире” пода- сы для фортепиано, романсы. Юные концерт лауреатов конкурса «Вол-
ли не только учащиеся музыкальных конкурсанты, очарованные неповто- шебная лира», на котором все ребя-
школ и школ искусств – специализи- римой атмосферой дома Чайковского, та получили свои награды и звания.
рованных, “профессионально ориен- выступали с особым вдохновением. Желаем победителям и участникам
тированных” учебных заведений, – творческих успехов, а «Волшебной
рассказывает один из организаторов Прослушивание вокалистов про- лире» – непременного продолжения!*
конкурса Вице-президент Междуна- шло в Доме-музее Ф. И. Шаляпина.
родного союза музыкальных деятелей, Стены этого дома слышали голоса Т. НИЖЕБОЙЧЕНКО
Президент «Фонда А. Н. Скрябина», ве- многих известных певцов и игру зна-
дущий научный сотрудник ГЦММК им. менитых музыкантов – современни-
М. И. Глинки, заместитель главного ков великого русского баса. И теперь
редактора журнала «Фортепиано», возможность выступить здесь выпала
кандидат исторических наук, доцент начинающим певцам – участникам
Александр Серафимович Скрябин. – «Волшебной лиры». Сотрудникам
Среди юных исполнителей большой
процент составили учащиеся общеоб- * Интересующиеся результатами конкурса могут заглянуть на наш сайт: radost-moscow.ru
разовательных школ или, например,
московских кадетских корпусов, то
есть таких учреждений, где музыка –
предмет отнюдь не профильный. Эти
ребята смело вступили в соревнование
наравне с юными “профессионалами”
и выглядели очень достойно. Это край-
не важное обстоятельство, поскольку
наша цель – приобщение к музыке как
можно большего числа школьников и
воспитание культурной, образованной
публики».

Достижению названной А. С. Скря-
биным цели способствовала и особая
атмосфера, созданная на «Волшебной
лире». Прослушивания номинантов
проводились в Белом зале МХШ «Ра-
дость» (здесь выступали участники
номинации «Вокальное народное ис-
полнительство») и в филиалах Музея
музыкальной культуры им. М. И. Глин-
ки – «культовых» местах для каждого
музыканта.

Так, для юных пианистов госте-
приимно распахнулись двери Му-
з е я - к в а р т и р ы   А .   Б .   Го л ь д е н в е й -

РАДОСТЬ № 4 (206) 2011
   1   2   3   4   5   6   7   8