Page 9 - 3_4_10
P. 9
Звучит Москва-XI 9

Мальчикам, поступавшим в хор в 7-8-летнем возрас- Н. М. Данилине: «Было радостно петь под его управле-

те, Синодальное училище давало образование, по об- нием... Зверь был, за один поворот головы мог поса-

щим предметам близкое гимназическому, по музыкаль- дить мальчика в карцер. А посмотришь при дирижиро-

ным же – приближавшееся к консерваторскому курсу. вании: "Эх, Гаврюша! – Все отдашь!"»

Ученики жили на полном пансионе и пели в хоре до «спа- Приступив к работе с хором, Данилин буквально за

дения с голоса». Выпускники становились профессио- год сделал программу, с которой весной 1911 года со-

нальными музыкантами, наиболее способные оставались вершил триумфальную поездку за границу (Италия, Ав-

при Синодальном училище в качестве педагогов и ре- стрия, Германия, Польша).

гентов; кто-то даже получал консерваторский диплом. В Германии, в Дрездене концерты произвели сенса-

Наибольшего расцвета училище и Синодальный хор до- цию, которая выразилась в лестном для русских при-

стигли при двух регентах – В. С. Орлове (1886–1907) и знании немцев: «То, что происходит на глазах изум-

Н. М. Данилине (1910–1918). ленных слушателей, действительно похоже на чудо.

Хоровой оркестр Благодаря достижению московских патриарших пев-
чих вновь становится очевидным, какая культура и

Именно профессиональный уровень какие силы таятся в огромном русском государстве.
синодальных певчих впервые позволил Все новые и новые сюрпризы ожидают нас. Худо-
жественный театр под руководством Станиславско-
задуматься о создании своеобраз- го, балетное искусство Петербургского император-
ного «хорового оркестра»: «На- ского театра и вот теперь Синодальный хор с его
блюдая художественное выдающимся, как бы отрешенным от всего земно-
мастерство певчих церков- го, певческим искусством, в котором соединились
ных хоров, – пишет ученица небесная лазурь и серебро».

Н. М. Данилина К. Ф. Никольская-

Береговская, – исследователи Переломный XX век…

увидели в этом перспективу

превращения хора в своеоб- После революции 1917 года судьба Синодального учи-

разный оркестр… лища повернулась так: в марте 1918-го оно было пере-

Для достижения разнообра- именовано в Государственную народную хоровую акаде-
зия тембровых красок в слит- мию. Сохранив в качестве директора А. Д. Кастальского,
ном хоровом оркестре Орлов академия тогда насчитывала 148 учащихся и 30 препо-
давателей. Через пять лет, в 1923 году, академию пре-
ушел от привычного постро- образовали в хоровой отдел Московской консерватории,
ения хора, разделив его на а здание дома №11 вскоре передали юридическому фа-
"тяжелую" и "легкую" группы, культету МГУ.
где каждая партия в свою оче-
редь делилась на так называемые Прошло четверть века. После Великой Отечествен-
"пульты" (как в оркестре). В каждый ной войны юридический факультет МГУ переехал в но-
пульт входили 4–5 певцов с голосами, вое здание на Воробьевых горах (называвшихся тогда
близкими по тембру, благодаря чему на том Ленинскими), и с 1970-х годов дом №11 в ходе рестав-
или ином участке мелодии дирижер использовал нуж- рации и перестройки (архитектор Т. Л. Энговатова) стал
ную ему краску, обогащая тем самым палитру звучания вновь воссоединяться с консерваторией. В 1979 году
хора в целом. Добиваясь разнообразия колористичес- уникальный по акустике Голубой зал открылся для слу-
ких оттенков, В.С. Орлов создавал звуковые эффекты, шателей, в июле 1983-го в нем состоялся концерт, на
поражавшие слушателей. Так, по воспоминанию совре- котором играл Святослав Рихтер. В конце 1986 года зал
получил название Рахманиновского.

менников, выступление его хора в Вене в 1899 г. вызва- Кстати, не только потому, что прославленный на весь

ло "неописуемый восторг публики". Пресса единодуш- мир гениальный композитор Сергей Васильевич Рахма-

но высказывала свое восхищение: "Ансамбль хора, от нинов был выпускником Московской консерватории. 10

первых сопрано до низких, глубоких, как пропасть, марта 1915 года Синодальный хор под руководством

настоящих русских богатырей-басов, так хорош, что Н. М. Данилина в Большом зале Благородного собрания

кажется, будто слушаешь великолепный замечатель- впервые исполнил его знаменитое «Всенощное бдение».
но чисто настроенный орган... и почти нельзя себе Вот в заключение воспоминания об этом событии само-
объяснить, как могут мальчики, из которых иным го композитора, записанные Оскаром фон Риземаном:
только восемь лет, делать
свои выступления так бе- «…первое исполнение "Все-
зукоризненно"»… нощной" Московским Сино-
дальным хором подарило
После смерти В. С. Ор- мне счастливый час… "Все-
лова Синодальный хор в ре- нощное бдение" – во мно-
зультате частой смены ди- гих отношениях трудное
рижеров несколько утратил произведение: оно предъяв-
присущее ему звучание и ляет огромные требования
одушевленное пение, и к голосовым возможностям
только с приходом на дол- и вокальной технике испол-
жность главного регента нителей. Однако великолеп-
Н. М. Данилина, ученика Ор- ные певцы Синодального
хора осуществили все мои

лова, восстановил и даже намерения и временами

превзошел былую славу…. даже превзошли ту идеаль-

Гавриил Андреевич Воспитанники Синодального училища с директором ную звуковую картину, кото-
Анисимов вспоминал о
С. В. Смоленским во дворе училища. 1900 г. рая жила в моем воображе-

нии во время сочинения…»

Радость № 3–4 2010 г.
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14