Page 7 - 3_4_10
P. 7
Звучит Москва-XI 77

РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ

МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В Рахманиновском зале Московской консерватории утром 28 апреля начнутся
прослушивания хоровых коллективов – участников конкурса на лучшее исполнение
духовной музыки в рамках фестиваля «Звучит Москва».

Большая Никитская, дом 11… знкткшшнааеаакзелх«фолысоОлфкесвчлисьаееиихтюснбшитьыхтсвиьое,апвсрмклчоаеоатеирлбвконаяярба,доиаынропскааивркконйаориклсл,ныволаоклнгвемудекамкЗрбукеютеаслраитснелссвдсляйееауя,утйххажвд,ччсокыуетавижхонснкснсоеооонопнввпкмыйоиенооопйлкомйгяоконойвудозятслзлиеоуюмтыярлятроущекотеоырзтиерквиоыес,лтнхнякиАпьяхыисвр»нов.ив.ыоарисесИтхыеткоиоп,,сулдзрбкксоиеяоуосвщйклюнкторьвоеисаКштмчйксИРонреунврСооезоыс,ЕрсыюснапЛххкниымооуЕояи-,-х-В-,
Взглянув на этот адрес, многие
вспомнят, что рядом находится
Московская консерватория. Но,
скорее всего, на этом и остановят-
ся. Так сложилось, что история
дома № 11, в котором в 1886–1918
годах располагалось Синодальное
училище, готовившее регентов и
церковных певчих для всей России,
до сих пор не известна широкой
публике.

500 лет назад… изведений – двух-, трех- и четырехголосных демествен-
ных распевов.
Развитие Синодального училища, готовившего в XIX
веке регентов и певчих для церковных хоров России, – Государевы и
одна из глав истории всей московской музыкальной жиз-
Патриарши певчие дьяки
ни, которую открывают события пятисот-
летней давности. Рубеж XV–XVI столе- В XVII веке исконные традиции древнерусского пе-
тий стал решающим для ния (знаменный, демественный и другие распевы) по-
Московского княжества в деле степенно уступают место пришедшему из Европы через
объединения русских земель. Украину и Белоруссию многоголосному партесному пе-
В 1478 году Новгород, а в нию. Отечественная музыкально-певческая культура тог-
1485 году Тверь признают да начала осваивать и переплавлять европейские образ-
над собой престольным горо- цы. Одним из приверженцев нового торжественного
дом Москву. Центр освободив- партесного многоголосия, кстати, оказался патриарх
шейся от татарского ига Руси в Никон. Он ввел партесное пение в обиход песнопений
это время стремительно разви- хора Патриарших певчих дьяков, появившегося при уч-
вается. В Кремле перестраива- реждении патриаршества в России в 1589 году, и мно-
ются Благовещенский и Успен- гих монастырей.
ский соборы. Царь Иоанн III
(1462–1505), женатый на гре- Хор Государевых певчих дьяков и хор Патриарших
ческой царевне Софии Па- певчих дьяков стали двумя крупнейшими хорами в Рос-
леолог, вводит в практику сии, сосредоточившимися в Москве. Петровские преоб-
обряд царского венчания и в разования развели их на семьсот километров по разные
знак признания себя наследни- пределы «натянувшейся» между Западом и Востоком
ком византийских императоров культуры России. В 1703 году хор Государевых певчих
соединяет изображение Георгия дьяков был переведен Петром I в новую столицу, побли-
Победоносца на московском гербе с же к «прорубленному в Европу окну», – в Петербург и
преобразован в Придворную певческую капеллу.
византийским двуглавым орлом. Хор Патриарших певчих дьяков остался в Москве
Наряду с этими знаменательными преобразова- и с 1721-го, а по другим данным с 1710 года
ниями при новых кремлевских храмах в Москве созда- стал называться Московским Синодальным хо-
ется хор Государевых певчих дьяков. С него берет нача- ром. В 1721 году он насчитывал 44 певчих. К
ло история московской церковно-певческой школы. У этому времени относятся первые свидетель-
Иоанна IV Грозного, внука Иоанна III, на службе уже со- ства, что к его первоначально мужскому соста-
стоял великолепный хор из 27 человек, которые дели- ву по праздничным дням стали подключать го-
лись на шесть групп – пять станиц и группу учеников. лоса мальчиков – дисканты.
Каждая группа образовывала небольшой ансамбль, под- Унаследованной обязаннос-
чинявшийся наиболее опытному певчему и готовый к ис- тью Синодального хора оста-
полнению как одноголосных, так и многоголосных про-

Радость № 3–4 2010 г.
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12