Page 8 - 3_4_10
P. 8
8 Звучит Москва-XI

С. В. Смоленский Н. М. Данилин П. Г. Чесноков

валось пение церковных служб в Большом Успенском кого зала, известного теперь как Рахманиновский зал
кафедральном соборе Кремля. Московской консерватории, Синодальное училище дос-
тигло расцвета. С конца 1880-х годов этот расцвет гото-
Разведенные между Москвой и Петербургом Сино- вила поистине подвижническая работа С. В. Смоленс-
дальный хор и Придворная певческая капелла какое-то кого – директора училища с 1889 по 1991 год – историка
время продолжали негласное соперничество лучших рус- и исследователя музыки, стремившегося возродить
ских хоров, совершенствуя свое мастерство. Иногда они древнерусские традиции богослужебного пения на но-
даже объединялись на торжественных богослужениях в вой профессиональной основе. Общее дело стало со-
кремлевских соборах и на придворных церемониях. И бирать вокруг себя талантливых музыкантов – ком-
все же в первой половине XVIII века для Синодального позиторов, хормейстеров и педагогов. Вслед за
хора наступил период упадка. К 1763 году указом импе- С. В. Смоленским директорами училища
ратрицы Екатерины II его состав сократился до 26 чело- были музыкальный критик С. Н. Круг-
век – лучшие певчие были переведены в Петербург в ликов, композитор А. Д. Кастальс-
Придворную капеллу. кий, также искавший пути слия-
ния западноевропейской
Дальнейшая история развития Московского Сино- полифонии и традиций ста-
дального хора связана прежде всего с профессиональ- ринного византийско-право-
ной подготовкой певчих и регентов. В 1767 году в Сино- славного песнопения, а так-
дальный хор были официально введены детские голоса, же прославленные на весь
его состав увеличился до 38 человек. Это преобразова- мир дирижеры: В. С. Орлов,
ние потребовало профессионального обучения малолет- Н. М. Данилин, Н. С. Голова-
них певчих. В 1830 году при хоре было открыто училище нов. Впечатление, производи-
церковного пения. В 1857 оно получило статус четырех- мое Синодальным хором на
классного духовного училища, а еще почти через трид- концертах и службах, было так
цать лет – в 1886 году Синодальное училище, размес- сильно, что многие московские
тившееся по соседству с Московской консерваторией в композиторы – С. И. Тане-
доме №11 (главном доме бывшей усадьбы Колычевых), ев, Викт. С. Калинников,
приблизилось к консерватории не только по местопо- П. Г. Чесноков – писали про-
ложению, но и по уровню профессионального обучения. изведения специально для него.

До Успенского собора Кремля от дома №11 по Боль- В Наблюдательный совет Си-
шой Никитской пешком не более 10 минут. Здание, в нодального училища в разное время
котором разместилось Синодальное училище, почти ро- входили П. И. Чайковский, А. С. Аренс-
весник «дашковского дома» №13, с 1871 года занимае- кий, С. И. Танеев, В. И. Сафонов. Среди
мого Московской консерваторией. В конце XVIII века оно преподавателей были известнейшие специалис-
было построено, как предполагают исследователи, ар- ты по истории и теории русского церковного пения: про-
хитектором школы М. Ф. Казакова. Но в дальнейшем, тоиерей В. М. Металлов, А. В. Преображенский, компо-
как и консерваторский сосед, многократно перестраи- зиторы и регенты П. Г. Чесноков, Д. В. Аллеманов, Викт.
валось. В 1890-м в нем открылся зал для совместных С. Калинников, Н. Н. Толстяков. При училище была со-
репетиций и выступлений, воссоздававший акустику здана Научная библиотека русских церковно-певческих
Большого Успенского собора Кремля. Синодальный хор рукописей, впоследствии названная именем её основа-
в это время насчитывал уже 70 человек – 25 мужчин и теля – С. В. Смоленского. Огромное собрание архивных
45 мальчиков. нотных материалов, присылавшихся в библиотеку со всей
России, после 1917 года перешло в Исторический му-
Степан Васильевич Смоленский зей.

Ко времени появления удивительного, признанного
одним из наиболее совершенных по акустике московс-

Радость № 3–4 2010 г.
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13