Page 7 - № 10–11 (278) 2021
P. 7
Çíàìåíàòåëüíûå äàòû è ïðàçäíèêè 7
«И РАСЦВЕЛ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ…»
1 îêòÿáðÿ 2021 ãîäà
1 á ва называют «первым
èñïîëíèëîñü 230 ëåò казанским студентом»,
ñî ä í ÿ ðîæ ä åí è ÿ поскольку он значил-
ðóññêîãî ïèñàòåëÿ ся в списке под номе-
Ñåðãåÿ Òèìîôååâè÷à ром один.
Àêñàêîâà – àâòîðà Свою литературную
çíàìåíèòîé ñêàçêè деятельность Аксаков
«Àëåíüêèé öâåòî÷åê». начал с театральных
переводов и критиче-
а свою жизнь Сергей ских статей. С конца
ЗАксаков добился мно- 1820-х годов москов-
гого – он написал множе- ский дом писателя стал
ство книг в разных жанрах. культурным центром:
Кроме того, Сергей Аксаков стал сюда приходили Щепкин, Гоголь, Гер-
одним из первых литературных и цен, Белинский, Чаадаев и другие
театральных критиков в России. выдающиеся литературные деятели.
Сергей Тимофеевич Аксаков Аксаков известен прежде всего
родился в 1791 году в Уфе. Юноше- своей прекрасной сказкой «Аленький
ские годы будущего писателя прошли цветочек». Ее он услышал в детстве
в Казани. Здесь он учился в первой во время своей болезни. Писатель
мужской гимназии, а затем в Казан- так рассказывал об этом: «Скорому
ском университете, который открыл- выздоровлению моему мешала бес- С этих пор Пелагея ежедневно рас-
ся осенью 1804 года. Сергея Аксако- сонница. По совету тетушки позвали сказывала мне какую-нибудь из сво-
один раз ключницу Пелагею, которая их многочисленных сказок».
была великая мастерица сказывать Также Аксаков много писал об
сказки. Пришла Пелагея, немолодая, охоте и рыбалке: «Записки о рыбал-
но белая, румяная, села у печки и ке», «Записки охотника», многочис-
начала рассказывать сказку. ленные рассказы на любимую тему.
Нужно ли говорить, что я не заснул Пробуя себя в реалистичной прозе,
до окончания сказки, что, напротив, он написал «Семейную хронику» и
я не спал долее обыкновенного? На «Детские годы Багрова-внука» и
другой же день выслушал я второй другие произведения.
раз повесть об “Аленьком цветочке”. Т. ЩЕПАТОВА
«ОТЕЧЕСТВО НАМ ЦАРСКОЕ СЕЛО…»
19 î ê ò ÿ áð ÿ 2 021 ã î ä à ведению, философии, истории ре-
îòïðàçäíîâàë ñâîå 210-ëåòèå лигии, политэкономии, логике. При
çíàìåíèòûé Öàðñêîñåëüñêèé этом каждый лицеист к концу обу-
ëèöåé. чения в совершенстве должен был
овладеть искусством сочинительства
оржественно открывшееся в на- на французском, немецком, а в осо-
Тчале XIX века неподалеку от Санкт- бенности – на русском языке.
Петербурга – тогдашней российской Большое внимание в Лицее уде-
столицы, – это высшее учебное заве- лялось физическому воспитанию. À. Ïóøêèí ñðåäè òîâàðèùåé-ëèöåèñòîâ.
дение дало миру немало имен, про- Кроме обязательных по программе Õóäîæíèê Áîðèñ Ãóùèí
славивших нашу страну; одним из гимнастических упражнений, под- цельного независимого характера.
первых выпускников Лицея был, как вижных игр, танцев, верховой езды, Наставники хорошо понимали тонкую
известно, А. С. Пушкин. фехтования и плавания, ежедневно связь между успехами физического
Обучение в лицее разделялось несколько часов лицеисты гуляли в воспитания и формированием таких
на две части. В «Начальном курсе» парке. Прогулки проходили при лю- качеств личности, как воля, само-
сообщались сведения по граммати- бой погоде, и дело тут было не толь- обладание, смелость, достоинство.
ке, физике, математике, ко в закаливании. Пре- Феномен Лицея объясним: обра-
истории, русской сло- одоление лицеистами зовательный процесс в нем был на-
весности, немецкому и трудностей такого спар- правлен на воспитание честного и
французскому языкам. танского воспитания, благородного человека, достойного
В «Курсе окончатель- должно было служить члена общества, ценящего добро и
ном» больше времени целям их нравственного справедливость выше карьерного
уделялось «наукам Öàðñêîå Ñåëî совершенствования и спо- роста и личной славы.
нравственным»: право- собствовать развитию С. ВАСИЛЬЕВА
РАДОСТЬ № 10–11 • 2021