Page 7 - № 10–11 (278) 2021
P. 7

Çíàìåíàòåëüíûå äàòû è ïðàçäíèêè                                           7




                    «И РАСЦВЕЛ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ…»




              1 îêòÿáðÿ 2021 ãîäà
              1     á                                    ва называют «первым
           èñïîëíèëîñü 230 ëåò                           казанским студентом»,
           ñî  ä í ÿ  ðîæ ä åí è ÿ                       поскольку он значил-
           ðóññêîãî ïèñàòåëÿ                             ся в списке под номе-
           Ñåðãåÿ Òèìîôååâè÷à                            ром один.
           Àêñàêîâà – àâòîðà                                 Свою литературную
           çíàìåíèòîé ñêàçêè                             деятельность Аксаков
           «Àëåíüêèé öâåòî÷åê».                          начал с театральных
                                                         переводов и критиче-
              а свою жизнь Сергей                        ских статей. С конца
           ЗАксаков добился мно-                         1820-х годов москов-
           гого – он написал множе-                      ский дом писателя стал
           ство книг в разных жанрах.                    культурным центром:
           Кроме того, Сергей Аксаков стал   сюда приходили Щепкин, Гоголь, Гер-
           одним из первых литературных и    цен, Белинский, Чаадаев и другие
           театральных критиков в России.    выдающиеся литературные деятели.
              Сергей Тимофеевич Аксаков         Аксаков известен прежде всего
           родился в 1791 году в Уфе. Юноше-  своей прекрасной сказкой «Аленький
           ские годы будущего писателя прошли   цветочек». Ее он услышал в детстве
           в Казани. Здесь он учился в первой   во время своей болезни. Писатель
           мужской гимназии, а затем в Казан-  так рассказывал об этом: «Скорому
           ском университете, который открыл-  выздоровлению моему мешала бес-  С этих пор Пелагея ежедневно рас-
           ся осенью 1804 года. Сергея Аксако-  сонница. По совету тетушки позвали   сказывала мне какую-нибудь из сво-
                                             один раз ключницу Пелагею, которая   их многочисленных сказок».
                                             была великая мастерица сказывать     Также Аксаков много писал об
                                             сказки. Пришла Пелагея, немолодая,   охоте и рыбалке: «Записки о рыбал-
                                             но белая, румяная, села у печки и   ке», «Записки охотника», многочис-
                                             начала рассказывать сказку.       ленные рассказы на любимую тему.
                                                Нужно ли говорить, что я не заснул   Пробуя себя в реалистичной прозе,
                                             до окончания сказки, что, напротив,   он написал «Семейную хронику» и
                                             я не спал долее обыкновенного? На   «Детские годы Багрова-внука» и
                                             другой же день выслушал я второй   другие произведения.
                                             раз повесть об “Аленьком цветочке”.                   Т. ЩЕПАТОВА



            «ОТЕЧЕСТВО НАМ ЦАРСКОЕ СЕЛО…»



              19  î ê ò ÿ áð ÿ  2 021  ã î ä à  ведению, философии, истории ре-
           îòïðàçäíîâàë ñâîå 210-ëåòèå       лигии, политэкономии, логике. При
           çíàìåíèòûé Öàðñêîñåëüñêèé         этом каждый лицеист к концу обу-
           ëèöåé.                            чения в совершенстве должен был
                                             овладеть искусством сочинительства
              оржественно открывшееся в на-  на французском, немецком, а в осо-
           Тчале XIX века неподалеку от Санкт-  бенности – на русском языке.
           Петербурга – тогдашней российской    Большое внимание в Лицее уде-
           столицы, – это высшее учебное заве-  лялось физическому воспитанию.   À. Ïóøêèí ñðåäè òîâàðèùåé-ëèöåèñòîâ.
           дение дало миру немало имен, про-  Кроме обязательных по программе         Õóäîæíèê Áîðèñ Ãóùèí
           славивших нашу страну; одним из   гимнастических упражнений, под-   цельного независимого характера.
           первых выпускников Лицея был, как   вижных игр, танцев, верховой езды,   Наставники хорошо понимали тонкую
           известно, А. С. Пушкин.           фехтования и плавания, ежедневно   связь между успехами физического
              Обучение в лицее разделялось   несколько часов лицеисты гуляли в   воспитания и формированием таких
           на две части. В «Начальном курсе»   парке. Прогулки проходили при лю-  качеств личности, как воля, само-
           сообщались сведения по граммати-  бой погоде, и дело тут было не толь-  обладание, смелость, достоинство.
           ке, физике, математике,                    ко в закаливании. Пре-      Феномен Лицея объясним: обра-
           истории, русской сло-                      одоление лицеистами      зовательный процесс в нем был на-
           весности, немецкому и                      трудностей такого спар-  правлен на воспитание честного и
           французскому языкам.                       танского воспитания,     благородного человека, достойного
           В «Курсе окончатель-                       должно было служить      члена общества, ценящего добро и
           ном» больше времени                        целям их нравственного   справедливость выше карьерного
           уделялось «наукам      Öàðñêîå Ñåëî        совершенствования и спо-  роста и личной славы.
           нравственным»: право-                      собствовать развитию                       С. ВАСИЛЬЕВА

            РАДОСТЬ № 10–11 • 2021
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12