Page 11 - № 10–11 (278) 2021
P. 11
Ìîñêîâñêèå ìåöåíàòû 11
Саввы Ивановича также в драматур- Äåêîðàöèè ê îïåðå «Ðóñàëêà».
гии и режиссуре. Это увлечение Сав- Ýñêèç Â. Âàñíåöîâà
вы Ивановича впоследствии привело
его к мысли о создании нового музы-
кального театра.
9 января 1885 года сезон этого
театра открыла опера «Русалка»
Александра Даргомыжского. Публи-
ка в зале была настроена скептичес-
ки: все только и ждали, что это
станет забавным чудачеством мил-
лионера. Ждали провала, однако
премьера прошла блестяще.
Èñòîðèÿ Àáðàìöåâî
С Село Абрамцево, известное с Ñàââà Èâàíîâè÷ Ìàìîíòîâ
XIV века, свою славную историю,
связанную с именами многих из-
вестных литераторов, актеров, ху-
дожников и музыкантов, начало с под названием «Абрамцевский худо- и керамическую. Благодаря им в кон-
1843 года, когда его приобрел пи- жественный кружок». Членов этого це XIX века в окрестностях усадьбы
сатель Сергей Аксаков. кружка объединяло общее стремление возникла школа абрамцево-кудрин-
к дальнейшему развитию русского ской резьбы по дереву.
национального искусства, опиравше-
гося на народное творчество и его Ñàââà Âåëèêîëåïíûé
художественные традиции. Савва Мамонтов – фигура уди-
В окрестностях Абрамцева Виктор вительная. По своей творческой
Васнецов работал над картинами С
многогранности его можно сравнить
«Богатыри», «Аленушка», а в усадеб- только с учеными Средневековья.
ном парке и поныне стоит его сказоч- Современники называли Мамонто-
ная «избушка на курьих ножках». ва Саввой Великолепным по ана-
Знаменитый портрет Верушки Ма- логии с Лоренцо Великолепным,
монтовой «Девочка с персиками» известным флорентийским меце-
художник Серов написал в столовой натом эпохи итальянского ренес-
Ìàìîíòîâ ñ õóäîæíèêàìè â Àáðàìöåâî Абрамцевского дома. Здесь же устра- санса Лоренцо Медичи.
ивались совместные вечерние чтения, «Твой дом, как и сердце твое, был
В 1870 году имение Абрамцево которые незаметно привели к созда- открыт для всех нас. И мы тянулись
перешло к Савве Мамонтову. Увле- нию домашнего театра, где при участии туда, как растение к теплу. Не твое
кавшийся пением, музыкой и ваянием Федора Шаляпина и Константина богатство манило нас, а то, что в тво-
Мамонтов привлек к себе молодых Станиславского регулярно проводи- ем доме мы, художники, чувствовали
талантливых художников, скульпторов, лись любительские спектакли. Здесь себя объединенными, отогретыми,
композиторов, музыкантов, актеров, возрождалось старорусское гончар- бодрыми духом». Так писал в самом
певцов. В течение многих лет в его ное производство, разрабатывались конце XIX века известный российский
имении работали и отдыхали выдаю- новые формы предметов быта. скульптор Марк Антокольский о про-
щиеся русские художники. К 1878 году Пытаясь возродить художествен- мышленнике и покровителе искусств
здесь образовалось своеобразное ные кустарные промыслы, члены Савве Ивановиче Мамонтове.
творческое объединение художников, Абрамцевского кружка организовали
которое вошло в историю искусства две мастерские: столярно-резчицкую Е. ЛЁГКАЯ, Т. МИХАЙЛОВА
«Äåâî÷êà ñ ïåðñèêàìè». Õóäîæíèê Âàëåíòèí Ñåðîâ «Áîãàòûðè» («Òðè áîãàòûðÿ»). Õóäîæíèê Âèêòîð Âàñíåöîâ
РАДОСТЬ № 10–11 • 2021