Page 11 - № 10–11 (278) 2021
P. 11

Ìîñêîâñêèå ìåöåíàòû                                                11



         Саввы Ивановича также в драматур-             Äåêîðàöèè ê îïåðå «Ðóñàëêà».
         гии и режиссуре. Это увлечение Сав-               Ýñêèç Â. Âàñíåöîâà
         вы Ивановича впоследствии привело
         его к мысли о создании нового музы-
         кального театра.
             9 января 1885 года сезон этого
         театра открыла опера «Русалка»
         Александра Даргомыжского. Публи-
         ка в зале была настроена скептичес-
         ки: все только и ждали, что это
         станет забавным чудачеством мил-
         лионера. Ждали провала, однако
         премьера прошла блестяще.
         Èñòîðèÿ Àáðàìöåâî
        С    Село Абрамцево, известное с                                             Ñàââà Èâàíîâè÷ Ìàìîíòîâ
         XIV века, свою славную историю,
         связанную с именами многих из-
         вестных литераторов, актеров, ху-
         дожников и музыкантов, начало с    под названием «Абрамцевский худо-  и керамическую. Благодаря им в кон-
         1843 года, когда его приобрел пи-  жественный кружок». Членов этого   це XIX века в окрестностях усадьбы
         сатель Сергей Аксаков.             кружка объединяло общее стремление   возникла школа абрамцево-кудрин-
                                            к дальнейшему развитию русского    ской резьбы по дереву.
                                            национального искусства, опиравше-
                                            гося на народное творчество и его   Ñàââà Âåëèêîëåïíûé
                                            художественные традиции.               Савва Мамонтов – фигура уди-
                                                В окрестностях Абрамцева Виктор   вительная. По своей творческой
                                            Васнецов работал над картинами    С
                                                                               многогранности его можно сравнить
                                            «Богатыри», «Аленушка», а в усадеб-  только с учеными Средневековья.
                                            ном парке и поныне стоит его сказоч-  Современники называли Мамонто-
                                            ная «избушка на курьих ножках».    ва Саввой Великолепным по ана-
                                            Знаменитый портрет Верушки Ма-     логии с Лоренцо Великолепным,
                                            монтовой «Девочка с персиками»     известным флорентийским меце-
                                            художник Серов написал в столовой   натом эпохи итальянского ренес-
           Ìàìîíòîâ ñ õóäîæíèêàìè â Àáðàìöåâî  Абрамцевского дома. Здесь же устра-  санса Лоренцо Медичи.
                                            ивались совместные вечерние чтения,    «Твой дом, как и сердце твое, был
             В 1870 году имение Абрамцево   которые незаметно привели к созда-  открыт для всех нас. И мы тянулись
         перешло к Савве Мамонтову. Увле-   нию домашнего театра, где при участии   туда, как растение к теплу. Не твое
         кавшийся пением, музыкой и ваянием   Федора Шаляпина и Константина    богатство манило нас, а то, что в тво-
         Мамонтов привлек к себе молодых    Станиславского регулярно проводи-  ем доме мы, художники, чувствовали
         талантливых художников, скульпторов,   лись любительские спектакли. Здесь   себя объединенными, отогретыми,
         композиторов, музыкантов, актеров,   возрождалось старорусское гончар-  бодрыми духом». Так писал в самом
         певцов. В течение многих лет в его   ное производство, разрабатывались   конце XIX века известный российский
         имении работали и отдыхали выдаю-  новые формы предметов быта.        скульптор Марк Антокольский о про-
         щиеся русские художники. К 1878 году   Пытаясь возродить художествен-  мышленнике и покровителе искусств
         здесь образовалось своеобразное    ные кустарные промыслы, члены      Савве Ивановиче Мамонтове.
         творческое объединение художников,   Абрамцевского кружка организовали
         которое вошло в историю искусства   две мастерские: столярно-резчицкую      Е. ЛЁГКАЯ, Т. МИХАЙЛОВА
























              «Äåâî÷êà ñ ïåðñèêàìè». Õóäîæíèê Âàëåíòèí Ñåðîâ   «Áîãàòûðè» («Òðè áîãàòûðÿ»). Õóäîæíèê Âèêòîð Âàñíåöîâ

            РАДОСТЬ № 10–11  • 2021
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16