Page 2 - № 9 (277) 2021
P. 2
2 1 ñåíòÿáðÿ – Äåíü çíàíèéé
è
Âîò è çàêîí÷èëèñü ëåòíèå êàíèêóëû – íàñòàëî âðåìÿ âîçâðàùàòüñÿ
çà ïàðòû! À çíàåòå ëè âû, êîãäà íà Ðóñè ïîÿâèëèñü ïåðâûå øêîëû?
Èíòåðåñíî, êàê è ÷åìó òàì ó÷èëè?
ĒĈĒ Ċęč ĕĈğĐĕĈēĖęĤ
я
я
ня
я
язь
я
ня
ня
н н н ня
нязь великий Володимир
ня
ня
ня
з
зь
з
з
з
зь
зь
зь
Свя
Святославович, собрав
« детей 300, велел учити
де
грамоте». С этого со-г
общения в древней
летописи и начинается история об-
разования на Руси. Учиться в шко-
ле во время правления князя Вла-
димира могли только мальчики, а
главным школьным предметом было
книжное дело.
Первая школа для девушек поя-
вилась только спустя сто лет. Ее ос-
новал князь Всеволод Ярославович.
Его дочь, Анна Всеволодовна, одно-
временно и возглавляла училище, и
обучалась там наукам. Учили девушек
грамоте и различным ремеслам.
гра
В начале XI века школы начинают
открываться повсеместно по всей
от
Руси. В авангарде образования ока- «Çåìñêàÿ øêîëà â Ìîñêîâñêîé Ðóñè»
Ру
зал (ôðàãìåíò). Õóäîæíèê Á. Êóñòîäèåâ
зались крупные города – Муром, Вла-
димир, Полоцк. Школы строились
ди
чаще всего при монастырях и храмах.
ча мот гласит, что звали нерадивого ты». Учили там, в первую очередь, гра-
Св ученика Онфим и было ему семь лет. моте и Закону Божию. Только в начале
Священники на Руси были самыми
образованными людьми.
об А нерадивым он был потому, что, ви- XVII века изучение наук и искусств в
димо, слишком торопился сбежать с школах стало проходить по-другому.
занятий, потому что все свои грамоты Русская школа XVII века была устро-
вместе и потерял: так, пачкой, ученые ена так. Ученики сидели все вместе,
и нашли их спустя много веков. но каждому учитель давал свое зада-
На большинстве грамот Онфима – ние. Во всех школах тогда учителя
упражнения по русскому языку. Три преподавали такие предметы, как грам-
раза он выписывает полную азбуку, матика и латинский язык. Научился
затем после нее идут слоги: «ба», «ва», читать и писать – окончил школу.
«га», «да», «жа», «за», «ка», «бе», «ве», Писали дети гусиными перьями
«ге», «де», «же», «зе», «ке»… Это на рыхлой бумаге, о которую перо
классическая форма обучения грамоте, цеплялось, оставляя кляксы. Написан-
известная еще в Древней Греции и ное посыпали мелким песком – чтобы
просуществовавшая до XIX века. чернила не растекались. За неакку-
Íîâãîðîäñêàÿ áåðåñòÿíàÿ ãðàìîòà. XIII âåê
Í î На других грамотах – рисунки
Онфима: забавные человечки с разным
количеством пальцев на руках.
å
Á
Áåðåñòà âìåñòî òåòðàäîê Во времена Онфима в каждом
В те далекие времена бумага не классе было не более восьми учеников.
была распространена. Писали на бе- И конечно, никакой школьной формы
бы
рес у них не было.
ресте – березовой коре. Берестяные
грамоты использовались и как школь-
гра Ñòàðîðóññêàÿ øêîëà
ны
ные тетради. Один комплект таких
уче
у
ученических записок сохранился до С XV века учебные учреждения
наших дней благодаря одному маль-
н
наш при монастырях перестали строиться.
чишке, жившему в Новгороде в XIII веке.
чиш Появились частные школы, которые в
Подпись на одной из берестяных гра-
По то время назывались «мастера грамо-
ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 9 • 2021