Page 2 - № 9 (277) 2021
P. 2

2                           1 ñåíòÿáðÿ – Äåíü çíàíèéé
                                                                                       è



              Âîò è çàêîí÷èëèñü ëåòíèå êàíèêóëû – íàñòàëî âðåìÿ âîçâðàùàòüñÿ
              çà ïàðòû! À çíàåòå ëè âû, êîãäà íà Ðóñè ïîÿâèëèñü ïåðâûå øêîëû?
              Èíòåðåñíî, êàê è ÷åìó òàì ó÷èëè?




                                    ĒĈĒ Ċęč ĕĈğĐĕĈēĖęĤ








                       я
                       я
                      ня
                       я
                       язь
                       я
                      ня
                      ня
                      н н н ня
                      нязь великий Володимир
                      ня
                      ня
                      ня
                        з
                        зь
                        з
                        з
                        з
                        зь
                        зь
                        зь
                       Свя
                       Святославович, собрав
            «           детей 300, велел учити
                        де
                          грамоте». С этого со-г
                           общения в древней
            летописи и начинается история об-
            разования на Руси. Учиться в шко-
            ле во время правления князя Вла-
            димира могли только мальчики, а
            главным школьным предметом было
            книжное дело.
                Первая школа для девушек поя-
            вилась только спустя сто лет. Ее ос-
            новал князь Всеволод Ярославович.
            Его дочь, Анна Всеволодовна, одно-
            временно и возглавляла училище, и
             обучалась там наукам. Учили девушек
             грамоте и различным ремеслам.
             гра
                В начале XI века школы начинают
             открываться повсеместно по всей
             от
             Руси. В авангарде образования ока-  «Çåìñêàÿ øêîëà â Ìîñêîâñêîé Ðóñè»
             Ру
             зал                                (ôðàãìåíò). Õóäîæíèê Á. Êóñòîäèåâ
             зались крупные города – Муром, Вла-
             димир, Полоцк. Школы строились
             ди
             чаще всего при монастырях и храмах.
             ча                                мот гласит, что звали нерадивого   ты». Учили там, в первую очередь, гра-
             Св                                ученика Онфим и было ему семь лет.   моте и Закону Божию. Только в начале
             Священники на Руси были самыми
             образованными людьми.
             об                                А нерадивым он был потому, что, ви-  XVII века изучение наук и искусств в
                                               димо, слишком торопился сбежать с   школах стало проходить по-другому.
                                               занятий, потому что все свои грамоты   Русская школа XVII века была устро-
                                               вместе и потерял: так, пачкой, ученые   ена так. Ученики сидели все вместе,
                                               и нашли их спустя много веков.     но каждому учитель давал свое зада-
                                                   На большинстве грамот Онфима –   ние. Во всех школах тогда учителя
                                               упражнения по русскому языку. Три   преподавали такие предметы, как грам-
                                               раза он выписывает полную азбуку,   матика и латинский язык. Научился
                                               затем после нее идут слоги: «ба», «ва»,   читать и писать – окончил школу.
                                               «га», «да», «жа», «за», «ка», «бе», «ве»,   Писали дети гусиными перьями
                                               «ге», «де», «же», «зе», «ке»… Это   на рыхлой бумаге, о которую перо
                                               классическая форма обучения грамоте,   цеплялось, оставляя кляксы. Написан-
                                               известная еще в Древней Греции и   ное посыпали мелким песком – чтобы
                                               просуществовавшая до XIX века.     чернила не растекались. За неакку-
             Íîâãîðîäñêàÿ áåðåñòÿíàÿ ãðàìîòà. XIII âåê
             Í î                                   На других грамотах – рисунки
                                               Онфима: забавные человечки с разным
                                               количеством пальцев на руках.
              å
            Á
            Áåðåñòà âìåñòî òåòðàäîê                Во времена Онфима в каждом
                В те далекие времена бумага не   классе было не более восьми учеников.
            была распространена. Писали на бе-  И конечно, никакой школьной формы
            бы
            рес                                у них не было.
            ресте – березовой коре. Берестяные
            грамоты использовались и как школь-
            гра                                Ñòàðîðóññêàÿ øêîëà
            ны
            ные тетради. Один комплект таких
            уче
            у
            ученических записок сохранился до      С XV века учебные учреждения
            наших дней благодаря одному маль-
            н
            наш                                при монастырях перестали строиться.
            чишке, жившему в Новгороде в XIII веке.
            чиш                                Появились частные школы, которые в
            Подпись на одной из берестяных гра-
            По                                 то время назывались «мастера грамо-
                                                                                                 ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 9  • 2021
   1   2   3   4   5   6   7