Page 7 - 01-01 <041E><0431><043B><043E><0436><043A><0430>5.indd
P. 7

2017-é – Ãîä Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî                                                                 7

Ìóçûêàëüíûé                                                                       2017-é – Ãîä
êàëåéäîñêîï                                                                       Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî

З атем интересы Стравин-                                                          Втечение 2017 года россиян
        ского переместились                                                              ожидает обширная про-
        в сферу духовной музы-                                                           грамма концертов и спек-
ки – и православной, и евро-                                                      таклей, на которых они смогут
пейской. Оратория «Царь                                                           познакомиться с выдающимися
Эдип» – хоры без сопрово-                                                         произведениями Игоря Стравин-

ждения на литургические                                                           ского. Например, Мариинский

тексты – и «Симфония псал-                                                        театр в Санкт-Петербурге уже в

мов» для хора и оркестра                                                          декабре 2016 года открыл серию
стали результатом переос-                                                         концертов, посвященных юбилею
мысления церковных песно-                                                         композитора. 2 декабря состо-
пений разных эпох.                                                                ялось историческое событие
                                                                                  огромной значимости: впервые
     Следующие произведения                                                       за последние сто лет прозвуча-
Стравинского сквозь призму

современности показывают                                                          ло сочинение Стравинского,

целый калейдоскоп эпох и                                                          считавшееся безвозвратно уте-

стилей. Балет «Поцелуй феи»     Êîìïîçèòîð Ñòðàâèíñêèé íà ðåïåòèöèè. 1960-å ãîäû  рянным, – «Погребальная песня»
имитирует стиль Петра Чай-                                                        для оркестра.
ковского, «Каприччио» для
фортепиано и оркестра вос-                                                             В течение Года Игоря Стра-
ходит к творчеству Карла Ма-                                                      винского выдающиеся отече-
рия фон Вебера. А в 1931 году                                                     ственные и западные музы-
                                                                                  кальные коллективы готовят

со знаменитых сцен мира                 присуще некое особое звучание,                    немало удивительных открытий
начинает звучать Скрипичный концерт,    отличающее русскую музыку. Тот            для слушателей. План концертов
признанный одним из самых выдаю-        «единственно верный аккорд», кото-        и спектаклей еще находится в раз-
щихся достижений этого жанра в          рый Стравинский стремился найти           работке, так что следите за афишей.
XX столетии.                            в каждом своем сочинении, всегда          Музыка Стравинского – сложная,
                                        звучит «по-русски», как, например,        но увлекательная головоломка, раз-

                                        и у Прокофьева.

                                             «Стравинский оказался “уполно-
                                        моченным послом” русской музыкаль-
                                        ной культуры за границей, – расска-
                                        зывает Валерий Гергиев. – При этом
                                        95 процентов его произведений в
                                        России сегодня не звучат. Проведение
                                        Года Игоря Стравинского позволило

                                        бы популяризовать его творчество

                                        в нашей стране».

 «Ïîöåëóé ôåè». Ñîâðåìåííàÿ ïîñòàíîâêà                                            Íåèçâåñòíîå ñî÷èíåíèå Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî
     Êîðîëåâñêèì áàëåòîì Áèðìèíãåìà                                                  «Ïîãðåáàëüíàÿ ïåñíÿ», ñ÷èòàâøååñÿ
                                                                                        óòåðÿííûì, ïðîçâó÷àëî â êàíóí
     В последующие годы Стравинский                                                  2017 Íîâîãî ãîäà â Êîíöåðòíîì çàëå
увлекается сложнейшими техниками                                                               Ìàðèèíñêîãî òåàòðà,
музыкального языка – например, так                                                   äèðèæåð Âàëåðèé Ãåðãèåâ (íà ôîòî)
называемой серийностью.
                                        Èãîðü Ñòðàâèíñêèé çà æèçíü ñìåíèë ìíîãî   гадывание которой непременно до-
ñÊîðìóïñîñêçèîòéîäðóøîé                 ñòðàí, äóøîþ æå îñòàâàÿñü áëèçêèì Ðîññèè  ставит вам удовольствие. Конечно,
                                                                                  значительная часть сочинений ком-
     Судьба Стравинского сложилась                                                позитора адресована взрослым слу-
так, что большую часть жизни он                                                   шателям – без определенной подго-
провел за границей – во Франции, в                                                товки постичь эти произведения
Швейцарии, в Соединенных Штатах                                                   будет трудно. Но в наследии Игоря
Америки. Но он всегда оставался                                                   Стравинского есть балеты, сюжет
композитором с русской душой. Даже                                                которых знаком любому, а яркая
слушая сочинения Стравинского на                                                  музыка обязательно понравится де-
итальянскую, французскую, китайскую                                               тям – это «Петрушка» и «Жар-птица».
или японскую тематику, публика без-                                               Увидев эти балетные спектакли
ошибочно распознает в нем россия-                                                 в афише, не раздумывая, отправляй-
нина. И дело не только в том, что в                                               тесь в театр: радостные впечатления
иных произведениях композитора                                                    вам обеспечены!
использованы русские фольклорные
интонации. Музыке Стравинского                                                                                    Т. ЩЕПАТОВА

РАДОСТЬ № 1 • 2017
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12