Page 6 - 01-01 <041E><0431><043B><043E><0436><043A><0430>5.indd
P. 6

6 2017-é – Ãîä Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî

в целой эпохе европейской культуры.
Вместе с тем, Игорь Стравинский –
подлинно русский композитор. «Для
нас он такой же родной, как Чайков-
ский, Прокофьев, Шостакович, Му-
соргский», – сказал в одном из ин-
тервью народный артист России
В а л е р и й Ге р г и е в, в ы с т у п и в ш и й
с инициативой посвятить Стравин-
скому 2017 год.

«×åëîâåê òûñÿ÷à
îäíîãî ñòèëÿ»

Как ни странно, недюжинный
         музыкальный талант Игоря Стра-
         винского – уроженца города
Ораниенбаума, что под Санкт-Петер-
бургом, – обнаружился не в раннем
детстве, а в годы студенчества. Буду-

                                        Òàìàðà Êàðñàâèíà è Ìèõàèë Ôîêèí â áàëåòå «Æàð-ïòèöà» Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî. 1910 ãîä

        Èãîðü Ñòðàâèíñêèé è Íèêîëàé     зыкальное искусство поставил его в            изучил российский музыкальный фоль-
    Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ (ñëåâà). 1908 ãîä  ряд представителей музыкального               клор. Первые значимые произведения
                                        авангарда. Композитор был убежден,            Стравинского представляют собой
щий юрист, неожиданно для всех все-     что «каждое новое музыкальное                 яркие и современные перевоплощения
рьез увлекшийся музыкой, покинул        произведение – это новая реаль-               народной музыки. Для «Русских се-
Петербургский университет и начал       ность». Так он стал «человеком ты-            зонов» танцора и хореографа Сергея
брать уроки у легендарного компози-     сяча одного стиля», словно вобрав в           Дягилева, занимавшегося популяри-
тора, члена знаменитой «Могучей         себя всю историю музыки и создав              зацией русской музыки в Европе,
кучки» Николая Римского-Корсакова.      своими произведениями острые,                 Стравинский создал яркие балеты по
                                        ультрасовременные ответы музыке               мотивам народных сказок – «Жар-пти-
     С первых же шагов в музыке Стра-   каждой эпохи.                                 ца», «Петрушка», а также оперу «Со-
винский заявил о себе как яркий                                                       ловей». Вершиной раннего периода
новатор. Необычный взгляд на му-        Ïåðâûå îòêðûòèÿ                               творчества Стравинского стал знаме-

                                        И стинный патриот России, Стра-
                                                 винский начал свой путь с пе-
                                                 реосмысления традиций первой
                                        русской композиторской школы – «Мо-
                                        гучей кучки». Достойный воспитанник
                                        Римского-Корсакова, он подробно

                                                                                      Èãîðü Ñòðàâèíñêèé ñ Ñåðãååì Äÿãèëåâûì,
                                                                                         àíòðåïðåíåðîì áàëåòíûõ «Ðóññêèõ
                                                                                          ñåçîíîâ» â Ïàðèæå (1909–1929 ãã.)

Ñöåíà èç áàëåòà Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî «Ïåòðóøêà» â íîâîé ïîñòàíîâêå Áîëüøîãî òåàòðà,     нитый балет «Весна священная», по-
  ñîñòîÿâøåéñÿ ÷åðåç 99 ëåò ïîñëå ïåðâîíà÷àëüíîé ïðåìüåðû â Ïàðèæå. Ìîñêâà. 2010 ãîä  казавший миру жизнь древних славян
                                                                                      в дохристианскую эру.

                                                                                           Переселившись в Париж в 1920
                                                                                      году, Стравинский увлекается изуче-
                                                                                      нием музыки европейского класси-
                                                                                      цизма и дает этому стилю «вторую
                                                                                      жизнь» в своих произведениях. Из-под
                                                                                      пера композитора выходит балет «Пуль-
                                                                                      чинелла», основанный на музыке,
                                                                                      приписываемой итальянскому клас-
                                                                                      сицисту Джованни Батиста Перголези,
                                                                                      и ряд других сложных, новаторских
                                                                                      произведений, среди которых – зна-
                                                                                      менитый духовой октет «Octuor».

                                                                                      РАДОСТЬ № 1 • 2017
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11