Page 6 - 01-01 <041E><0431><043B><043E><0436><043A><0430>5.indd
P. 6
6 2017-é – Ãîä Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî
в целой эпохе европейской культуры.
Вместе с тем, Игорь Стравинский –
подлинно русский композитор. «Для
нас он такой же родной, как Чайков-
ский, Прокофьев, Шостакович, Му-
соргский», – сказал в одном из ин-
тервью народный артист России
В а л е р и й Ге р г и е в, в ы с т у п и в ш и й
с инициативой посвятить Стравин-
скому 2017 год.
«×åëîâåê òûñÿ÷à
îäíîãî ñòèëÿ»
Как ни странно, недюжинный
музыкальный талант Игоря Стра-
винского – уроженца города
Ораниенбаума, что под Санкт-Петер-
бургом, – обнаружился не в раннем
детстве, а в годы студенчества. Буду-
Òàìàðà Êàðñàâèíà è Ìèõàèë Ôîêèí â áàëåòå «Æàð-ïòèöà» Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî. 1910 ãîä
Èãîðü Ñòðàâèíñêèé è Íèêîëàé зыкальное искусство поставил его в изучил российский музыкальный фоль-
Ðèìñêèé-Êîðñàêîâ (ñëåâà). 1908 ãîä ряд представителей музыкального клор. Первые значимые произведения
авангарда. Композитор был убежден, Стравинского представляют собой
щий юрист, неожиданно для всех все- что «каждое новое музыкальное яркие и современные перевоплощения
рьез увлекшийся музыкой, покинул произведение – это новая реаль- народной музыки. Для «Русских се-
Петербургский университет и начал ность». Так он стал «человеком ты- зонов» танцора и хореографа Сергея
брать уроки у легендарного компози- сяча одного стиля», словно вобрав в Дягилева, занимавшегося популяри-
тора, члена знаменитой «Могучей себя всю историю музыки и создав зацией русской музыки в Европе,
кучки» Николая Римского-Корсакова. своими произведениями острые, Стравинский создал яркие балеты по
ультрасовременные ответы музыке мотивам народных сказок – «Жар-пти-
С первых же шагов в музыке Стра- каждой эпохи. ца», «Петрушка», а также оперу «Со-
винский заявил о себе как яркий ловей». Вершиной раннего периода
новатор. Необычный взгляд на му- Ïåðâûå îòêðûòèÿ творчества Стравинского стал знаме-
И стинный патриот России, Стра-
винский начал свой путь с пе-
реосмысления традиций первой
русской композиторской школы – «Мо-
гучей кучки». Достойный воспитанник
Римского-Корсакова, он подробно
Èãîðü Ñòðàâèíñêèé ñ Ñåðãååì Äÿãèëåâûì,
àíòðåïðåíåðîì áàëåòíûõ «Ðóññêèõ
ñåçîíîâ» â Ïàðèæå (1909–1929 ãã.)
Ñöåíà èç áàëåòà Èãîðÿ Ñòðàâèíñêîãî «Ïåòðóøêà» â íîâîé ïîñòàíîâêå Áîëüøîãî òåàòðà, нитый балет «Весна священная», по-
ñîñòîÿâøåéñÿ ÷åðåç 99 ëåò ïîñëå ïåðâîíà÷àëüíîé ïðåìüåðû â Ïàðèæå. Ìîñêâà. 2010 ãîä казавший миру жизнь древних славян
в дохристианскую эру.
Переселившись в Париж в 1920
году, Стравинский увлекается изуче-
нием музыки европейского класси-
цизма и дает этому стилю «вторую
жизнь» в своих произведениях. Из-под
пера композитора выходит балет «Пуль-
чинелла», основанный на музыке,
приписываемой итальянскому клас-
сицисту Джованни Батиста Перголези,
и ряд других сложных, новаторских
произведений, среди которых – зна-
менитый духовой октет «Octuor».
РАДОСТЬ № 1 • 2017