Page 10 - 4_15
P. 10
10 ß íà ýòîé çåìëå ðîäèëñÿ…

об исцелении. Получив Мак еще во времена

послание, Иисус Христос язычества считался

велел принести воды и символом уходящего

полотенце, умылся, прило- лета наравне с рожью,

жил к лицу полотно и, вме- пшеницей и другими

сте с ответным письмом, злаками, а кроме того

отослал его царю. Раз- олицетворял матери-

вернув полотно, царь уви- альное благосостояние

дел, что на нем запечат- и защищал от колдов-

лелся лик Спасителя. Это ства. Бытовало пове-

изображение на полотне рье, что нечистая сила

получило название Спас не переступит порога,

Нерукотворный. С тех пор Ñïàñ Íåðóêîòâîðíûé обсыпанного маковыми
так же называется право- зернами. На Маковея

славный праздник, отме- молодежь водила хоро-

чаемый 29 августа. воды, напевая: «Ой, на горе мак», де-

Ìåäîâûé Ñïàñ – вушки в шутку осыпали маком парней,
Ìàêîâåé приговаривая: «Маки, маки, маковицы,
золотые головицы!»

Крестным ходом и водосвятием

«Подошли Спасы – готовь запа- отмечал народ в этот же день Спас на

сы» – говорили на Руси. Спасовка – воде. Это становилось своего рода за-

время созревания урожая. А в первый крытием купального сезона – вода ста- А до Яблочного Спаса никаких пло-
дов, кроме огурцов, есть не разреша-
день августа традиционно начинали новилась холодной, в ней уже, по народ- лось. На Преображение яблоки торже-
ственно освящали в церквях. Вот как
собирать мед, и Спас потому называ- ному поверью, «олень копыто обмочил». описывает этот праздник Иван Шме-
лев в своем романе «Лето Господне»:
ли в народе медовым. Множество примет было связано «В церкви – не протолкаться. Про-
плывают над головами узелочки – все
Свежего меда можно было отве- с днем Медового Спаса. Считалось, яблоки. Они везде, даже на клиросе.
Необыкновенно, весело – будто го-
дать только после освящения. Пробу например, что если на этот праздник сти, и церковь – совсем не церковь.
Священники и дьякон в необыкновен-
снимали прямо в церкви, обязатель- прошел дождь, то в грядущем году не ных ризах: по зеленой и голубой пар-
че, если вглядеться сбоку, золотятся
но угощая тех, у кого своей пасеки не будет пожаров. в листьях крупные яблоки и груши,
и виноград, – зеленое, золотое, го-
было. А еще в этот день было принято лубое… Потом идут ко кресту, дают
всем в руки по яблочку и по два. Все
дарить подарки беднякам. «Çîëîòî âòîðîãî Ñïàñà» едят яблоки, такой хруст!»
По возвращении домой все пек-
По традиции, освященными ябло-
ли медовые пироги, булочки, медо- Пахнет яблоком и медом ками сначала одаривали других, а
вые пряники – их называли «медо- потом уже пробовали сами. Верили,
что, надкусив первое яблочко, надо
вым хлебом», и у каждой хорошей По церквам твой кроткий Спас. загадать желание, и тогда «что на-
думано – сбудется, что сбудется – не
хозяйки был свой рецепт. И гудит за корогодом минуется». А чтобы быть здоровыми,
Другим непременным угощени- На лугах веселый пляс… во второй Спас непременно приправ-
ляли яблоки медом.
ем на Медовый Спас была выпечка с
Яблоки в народе считались вол-
маком и блины с маковым молочком, Эти строки Сергея Есенина посвя- шебными плодами. Кто не слышал,
например, о молодильных яблоках
ведь второе народное название празд- щены Яблочному Спасу – так называ- или о катании «яблочком по блю-
дечку», чтобы подглядеть, чем занят
ника – Маковей. Возможно, Маковеем ли в народе праздник Преображения суженый? По старинному обычаю,
девушки на средний Спас причесы-
Медовый Спас прозвали потому, что в Господня. Именно в этот день на Руси вались яблоневым гребнем, желая
стать красивыми. Ходило поверье и о
этот день также начинался сбор мака. начинали собирать урожай яблок. так называемом «любовном яблоке»,
с помощью которого можно было при-
ворожить любимого.

«Пришел второй Спас – готовь
рукавицы про запас!» День Яблочного
Спаса считался началом осени. После

РАДОСТЬ № 4 • 2015
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15