Page 14 - 2-3_15
P. 14
14 Памятные даты

«Скульптура –
светоч живописи»

Всем своим искусством Микелан-
джело показал, что самое красивое
в природе – это человеческая фигура,
внешняя красота которой есть выра-
жение красоты духовной. Как считал
Микеланджело, ничто не может по-
казать эту красоту лучше, чем скуль-
птура. О ней мастер говорил, что «это
первое из искусств»: ведь скульпто-
ром был Бог, вылепив из глины фигу-
ру первого человека – Адама.

«Я разумею под скульптурой то
искусство, которое осуществляется
в силу убавления», – писал великий
Микеланджело. В глыбе мрамора
уже заложена красота, нужно только
уметь извлечь ее с помощью резца.

Сикстинская капелла

Гете писал: «Не повидав Сикстинской певший от негодования, взял кисть Сикстинская капелла. Фрагмент
капеллы, трудно составить себе на- и написал дьявола Миноса, придав
глядное представление о том, что мо- ему портретное сходство с папским це- Эту мысль Микеланджело выразил
жет сделать один человек». ремониймейстером. Прослышав про в замечательных стихах (кстати, он
это, Бьяджо побежал к папе с жало- был одним из первых поэтов своего
Сикстинская капелла. Фрагмент бой, на которую тот ответил: «Дорогой времени):
мой, если бы Микеланджело поместил
«Страшный суд» тебя в чистилище, я бы приложил все И высочайший гений не прибавит
В 1536 году Микеланджело присту- Единой мысли к тем, что мрамор сам
пает к росписи алтарной стены Сик- Сикстинская капелла. Фрагмент Таит в избытке, – и лишь это нам
стинской капеллы. Он создает свое усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, Рука, послушная рассудку, явит.
знаменитое произведение – картину но поскольку он определил тебя в ад,
«Страшный суд». Над этой фреской мое вмешательство бесполезно, там я «Мои дети – мои
он работал шесть лет, в полном одино- уже не властен». И Минос со злющей произведения»
честве, нарушаемым только визитами физиономией церемониймейстера так
папы римского, желавшего знать, как и пребывает на картине. Микеланджело был очень оди-
продвигается работа. нок: у него не было ни жены, ни де-
Окончив «Страшный суд», Мике- тей. «Искусство ревниво, – с горечью
Однажды папа зашел в капеллу ланджело достиг вершины славы сре- говорит он, – и требует всего чело-
вместе с Бьяджо да Чезена, своим ди современников. Он забывал обна- века. Я имею супругу, которой весь
церемониймейстером. «Как тебе нра- жить голову перед папой, и папа, по принадлежу, и мои дети – это мои
вятся эти фигуры?» – спросил глава его собственным словам, не замечал произведения».
Ватикана. «Прошу прощения, но эти этого. Короли сажали мастера рядом
голые тела кажутся мне неподходя- с собой на пирах. Во всех поступках и словах, всег-
щими для святого храма», – ответил да последовательных, ясных, в Мике-
Бьяджо. Папа промолчал. Когда по- ланджело виден строгий мыслитель,
сетители ушли, Микеланджело, ки- человек чести и справедливости, как
и в его произведениях. Умирая, Ми-
келанджело оставил краткое завеща-
ние, как и в жизни, он не любил мно-
гословия. «Я отдаю душу Богу, тело
земле, имущество родным», – продик-
товал он друзьям. Будучи человеком
скромным, он ничего не сказал о сво-
их творениях, оставив их в наследие
потомкам.

Т. Ермоленко

РАДОСТЬ № 2–3 • 2015
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19