Page 13 - 2-3_15
P. 13
Памятные даты 13

Святое семейство Отчасти такой эффект объясняется в руке… Герой только готовится к бит-
неслась по Флоренции. К сожалению, выбором материала. Микеланджело ве, но уже очевидно, что он выйдет
единственная законченная и сохра- сам принимал участие в добыче мра- из нее победителем.
нившаяся картина того времени – тон- мора для своих произведений, он мно-
до, то есть полотно круглой формы, го времени проводил на каменоломнях Подвиг живописца
под названием «Святое семейство». Каррары и тщательно осматривал каж-
Изображенные на картине Мадонна, дую заготовку. Но самую знаменитую Как пренебрежительно ни отно-
Иосиф и Младенец Иисус, вопреки свою скульптуру – Давида – мастер сился Микеланджело к живописи, за-
канонам Ренессанса, не застыли в высек из испорченной его коллегой, ниматься ею все-таки приходилось.
своем величии – к удивлению совре- а затем заброшенной на несколько де- В 1508 году он согласился исполнить
менников, они играют. сятилетий глыбы, за которую никто не поручение римского папы Юлия II рас-
писать свод Сикстинской капеллы.
Пьета. Фрагмент Работа затянулась: проект постоянно
менялся. «Едва начав работу, – пи-
сал Микеланджело, – я увидел, что
с одними апостолами будет выглядеть
бедно. Папа сказал, чтобы я поступал,
как знаю». И Микеланджело создал
на своде капеллы собственную рисо-
ванную архитектуру: мощные столбы

Пьета. Фрагмент

Давид. Фрагмент Пьета как бы поддерживают карниз и арки,
а все промежутки заняты изображени-
Пьета и Давид Давид. Фрагмент ями человеческих фигур. Вся история
хотел браться. Для 26-летнего скульп- мира предстает в росписях Сикстин-
В 24 года Микеланджело создает тора это стало вызовом. В результате ской капеллы.
один из своих шедевров – скульптур- дефектный каменный блок превратил-
ную композицию на библейский сю- ся в идеальную человеческую фигуру. Создание этой росписи было для
жет оплакивания Мадонной распято- Скульптор изобразил Давида перед художника мучительным и сложным.
го и погибшего Христа: Пьету. Пьета битвой с Голиафом, в момент концен- Микеланджело пришлось самому
Микеланджело поражает безупречной трации всех сил. Резкий поворот голо- строить леса, работать лежа на спине.
красотой форм, великолепной обра- вы, сосредоточенный и устремленный Современник рассказывал, что, рас-
боткой мрамора. Современник и друг вдаль взгляд, праща на плече, камень писывая капеллу, «Микеланджело так
Микеланджело Вазари считал, что приучил свои глаза смотреть кверху
в ней «вся сила и мощь искусства». на свод, что потом, когда работа была
Пьета словно обладает особой, не- закончена и он начал держать голову
объяснимой аурой: она будто светится прямо, почти ничего не видел; когда
изнутри. ему приходилось читать письма и бу-
маги, он должен был их держать высо-
ко над головой».

На роспись потолка у художника
ушло четыре года. За это время здоро-
вье мастера сильно ухудшилось – при
работе огромное количество краски
попадало в его легкие и глаза. Мике-
ланджело работал без помощников,
сутками расписывал потолок, забывая
о сне, и спал на лесах, не снимая са-
поги неделями. Но это, несомненно,
стоило таких усилий. Немецкий поэт

РАДОСТЬ № 2–3 • 2015
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18