Page 9 - 11_14
P. 9
Памятные даты 9

впечатлениями. Он часто бывал в теа- ме музыкальной школе. Так он пришел успели ее выучить и исполнить на кон-
трах и на концертах и слышал, напри- к детям, с которыми остался связанным курсе. Композитор просидел за работой
мер, знаменитый балалаечный оркестр до конца дней. всю ночь, но просьбу выполнил. А через
Василия Андреева. день он уже слушал на концерте новую
Композитор песню, которая заняла первое место.
«Второй «взрослый» И сейчас многие любят эту прекрасную
музыкальный и «детский» песню, в которой есть замечательные
старт» слова: «То березка, то рябина, куст ра-
По окончании консерватории Ка- киты над рекой. Край родной, навек лю-
В 1918 году семья переехала в Мо- балевский полностью посвятил себя бимый, где найдешь еще такой...». Все-
скву. Именно там, когда ему испол- сочинению музыки. В 1930-е годы он го Кабалевским создано около двухсот
нилось 14 лет, Кабалевский, по его создал несколько масштабных кантат, детских песен, среди них знакомые
собственному выражению, «взял вто- три симфонии. каждому «Школьные годы», «Песня
рой музыкальный старт». Он поступил о счастье», «Про Петю»… Песни Ка-
в музыкальную школу. Через год его Когда началась Великая Отечест- балевского – это целая эпоха, с летни-
приняли в Музыкальный техникум име- венная война, композитор был эваку- ми поездками в лагерь, пионерскими
ни А. Н. Скрябина, в класс фортепиано ирован в Свердловск (ныне – Екате- кострами и походами.
В. А. Селиванова.
Австралийский молодежный оркестр. Учитель музыки
Как утверждал впоследствии ком- За пультом– Д. Кабалевский
позитор, три года – с 1922 по 1925 – ринбург). Осенью 1943 года Кабалев- Для своих юных друзей композитор
определили всю его дальнейшую скийпобывалвосажденномЛенинграде, не только писал музыку. Он прилагал
жизнь. «Постепенно я стал чувство- а вернувшись оттуда, приступил к со- много сил к тому, чтобы они узнали
вать, что весь смысл моего сущест- зданию «24-х прелюдий для фор- и почувствовали ее красоту, поняли
вования – в музыке и, главное, что тепиано» – цикла миниатюр, причем и полюбили ее, нашли в ней друга. Пу-
музыка может и должна стать моей в основе каждой из них лежит народ- бликуются его статьи, книги «Про трех
профессией,  – писал композитор. – ная мелодия. Законченные осенью китов и про многое другое», «Как
К этим же годам относятся мои первые 1944 года прелюдии были исполне- рассказывать детям о музыке?»
ны многими известными пианистами. и другие, в которых он доказывает не-
Класс профессора В. А. Селиванова «Более четверти века я исполняю 24 обходимость всеобщего музыкального
попытки сочинения музыки – именно прелюдии, – вспоминал Я. Флиер. – образования. Он бывает в гостях у ре-
сочинения, а не импровизации. По- Я выступал с ними у нас, в Японии, бят, переписывается с ними, помогает
степенно накапливался музыкальный в Америке и в большинстве стран Евро- им. Умный добрый друг, он вниматель-
опыт: я бывал на концертах, любил пы. Ряд крупных музыкантов обратился но относился к вопросам и просьбам
читать с листа новую музыку и срав- к ним, их включили в свой репертуар юных любителей музыки.
нительно легко научился записы- Горовиц, Смит, Магалов и другие. Это
вать свои “мысли” на нотную бума- не обработки песен. Это оригинальное, Занятия с юными композиторами
гу». Кабалевский приносил своему очень органичное произведение, цикл, В 1973 году Кабалевский становит-
педагогу все новые и новые опусы, в котором каждая из двадцати четы-
и тем самым вынудил директора от- рех его частей в то же время имеет ся учителем музыки в общеобразова-
крыть в техникуме композиторское самостоятельное значение. В каждой тельной школе и в течение семи лет ве-
отделение. Преподавать композицию прелюдии – свой смысл, свое настрое- дет свой единственный класс, создавая
был приглашен видный музыкальный ние, своя образность. В целом это одно новую программу музыкальных занятий
ученый, автор трудов по музыкально- из наиболее глубоких и мастерски сде- в этой собственной «лаборатории».
му анализу и гармонии Г. Катуар. ланных сочинений Кабалевского». В последние годы жизни всю свою энер-
гию композитор направил на продви-
В 1925 году Кабалевский поступил В то же время композитор пишет жение своего любимого детища – про-
в Московскую консерваторию на фор- много музыки для детей. В 1944 году граммы по музыкально-эстетическому
тепианный и композиторский фа- появляется сборник из 24-х легких фор- воспитанию. Сейчас по ней работают
культеты и окончил ее в 1929 году по тепианных пьес, затем «Семь веселых многие школы России.
классу композиции Н. Мясковского песен» на стихи С. Маршака, «Четыре
и в 1930‑м – по классу специального песни-шутки» на стихи С. Михалкова. И спустя многие годы продолжа-
фортепиано А. Гольденвейзера. ют звучать детские песни Д. Б. Каба-
Со многими песнями связаны за- левского – радостные, полные света,
Параллельно студенту Кабалев- бавные истории. Например, написать стремления в будущее, ощущения
скому приходилось зарабатывать на знаменитый «Наш край» композитора праздника и торжества жизни, доброго
жизнь. Он перепробовал много про- попросили сами ребята, когда он отды- начала, позволяющего преодолеть все
фессий и наконец начал заниматься хал в Доме творчества композиторов невзгоды и вступить в прекрасный мир,
с малышами в открытой при технику- под Москвой. Причем написать надо что виднеется за горизонтом.
было к утру следующего дня, чтобы они
Т. ЩЕПАТОВА

РАДОСТЬ № 11 • 2014
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14