Page 8 - 11_14
P. 8
8 Памятные даты

У читДОБеРлАь или подбирать по слуху слышанное.
И РАДОСТИ И вот однажды, когда у нас собрались
гости, тетушка решила похвастаться
30 декабря 2014 года любители музыки нашей страны успехами своего ученика. Я был зол и
отмечают 110-летие выдающегося композитора ХХ века решил подшутить над своей настойчи-
Дмитрия Борисовича Кабалевского. вой учительницей: к непередаваемому
ужасу тетушки, мамы и гостей я лихо
Перу Кабалевского принадлежит немало масштабных, забарабанил накануне по слуху подо-
серьезных музыкальных произведений: оперы, симфонии, бранный матчиш. Где я его слышал – не
кантаты и оратории. Он написал музыку помню. Но дома музыка всегда стояла
к десяткам кинофильмов и драматических спектаклей. у нас на уровне хорошего вкуса, и эф-
Однако нам Кабалевский известен в первую очередь фект, произведенный мною, был вели-
как автор замечательной детской музыки. Вряд ли сегодня колепен. Я добился своего – меня осво-
в России найдется школа, где не звучит на утренниках бодили от нелюбимых уроков».
знаменитый «Наш край» или «Песенка о счастье».
А каждому юному пианисту знакомы «Клоуны» и другие Гимназия,
пьесы Кабалевского. война и революция

Для всех нас Кабалевский стал Учителем в самом Окончив городское начальное учи-
лучшем смысле этого слова. Человек непростой судьбы, лище, Митя поступил в гимназию. Было
живший в тяжелые для страны годы, он искренне верил, это в 1915 году, в разгар Первой миро-
что «в грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, вой войны. Известие о гибели на фрон-
звонко-звонко смеяться». По сей день музыка Кабалевского те папиного брата, белый халат мамы,
несет слушателям радость. работавшей сестрой милосердия в го-
спитале и ее рассказы о раненых, по
Лучшее средство Я мог бы делать успехи, но с первых словам композитора, стали для него
против гамм же уроков у меня появилась ненависть «первыми впечатлениями о новой, не-
ко всякого рода упражнениям, гаммам, известной и какой-то очень серьезной
Когда Кабалевский был маленький, этюдам, – рассказывал композитор. – жизни».
вряд ли кто-нибудь мог подумать, что Вместо того чтоб учить уроки, я любил
в будущем он станет музыкантом. Ро- импровизировать (это было свое, выду- Дмитрий и Елена с мамой.
дители Мити заботились о развитии манное, и поэтому мне очень нравилось) Санкт-Петербург, 1911 год
творческих способностей мальчика, но
он был больше увлечен рисованием Дмитрий и Елена с отцом. От гимназиста Кабалевского требо-
и лепкой, нежели музыкой. Санкт-Петербург, 1909 год вали, чтобы он хорошо учился. Порядки
в гимназии были очень строгими, дис-
Музыка всегда звучала в родитель- циплина – жесткой, и поведение буду-
ском доме. Отец и мать очень любили щего композитора не всегда оказы-
петь, аккомпанируя себе на рояле или валось безупречным. Дважды он был
гитаре. Часто приходила в гости тетя наказан за шалости: один раз за то, что
Ада Александровна со своей подругой- разбил большое зеркало, а второй – за
певицей, и мальчик часами их слушал. то, что, как гласила запись в кондуите
(своеобразном журнале провинностей),
Митю пытались учить игре на фор- «во время урока русского языка сидел
тепиано, но занятия вскоре пришлось под партой и завтракал».
прекратить. «У меня были способности.
Приближалась Октябрьская рево-
люция. Жизнь становилась все тяже-
лее. Жалования отца стало не хватать,
и Дмитрий начал зарабатывать деньги:
рисовал плакаты, разносил письма.
«Профессия почтальона понравилась
мне, – вспоминал потом композитор. –
Во многих домах, куда я приносил
письма, подчас от людей, которых уже
считали погибшими, меня встречали
с радостью». Все заработанные деньги
Дмитрий приносил матери.

Гимназические годы запомнились
композитору и яркими музыкальными

РАДОСТЬ № 11 • 2014
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13