Page 7 - 12_13
P. 7
Экспресс-учебник 7

Он также начинает с пирожного. Тем Жоскен Депре жанром в современном понимании, по-
временем вы берете шоколад, а мама – воде на русский означает «бег». В твор- этому ее название следует писать без
конфету. И если папа, съев пирожное, честве композиторов XV века – Мат- кавычек.
возьмет конфету, а потом шоколадку, тео Перуджийского, Гийома Дюфаи,
как это сделали вы, то получится чаепи- Жоскена Депре – «фуга» становится Начиная с эпохи барокко все боль-
тие в форме канона! синонимом канона и даже в церковной шую популярность приобретают инс-
музыке служит изображению бега. На- трументальные фуги, хотя вокальные,
Сочинение канона – дело непро- звание этого жанра современные ис- особенно в духовных сочинениях, еще
стое, как составление кроссворда: нуж- не сдают своих «позиций». Прием ка-
но, чтобы слоги текста и музыкальные нона в них применяется редко. Теперь
звуки хорошо сочетались друг с дру- фуга – это дружеская беседа голосов
гом «по вертикали». Но композиторы между собой. Когда один голос говорит,
Средневековья с удовольствием приду- остальные словно «прислушиваются»,
мывали эти вокальные «головоломки». соглашаясь или возражая. И в конце
Среди их сочинений есть удивительно они достигают полного единодушия,
изящные каноны, когда одна и та же, выражая одинаковое отношение к теме.
весьма протяженная мелодия лесен-
кой проходит по нескольким голосам, а Несмотря на появление множества
вместе звучит очень красиво. разных жанров, канон продолжает жить
и в барокко, и в последующие эпохи.
В творчестве сочинителей музыки Его применяют практически все компо-
XIV века появляются два весьма попу- зиторы Европы вплоть до наших дней.
лярных жанра, основанных на каноне  – Примеры канона можно найти в твор-
итальянская качча (caccia) и французс- честве Петра Ильича Чайковского. В
кая шас (chasse, chace). Оба названия этой форме написан знаменитый дуэт
переводятся как «охота»: один голос Онегина и Ленского в сцене дуэли в
будто бы «охотится» за другим. Со- опере «Евгений Онегин». Еще недавно
держание текстов соответствовало: неразлучные друзья, а теперь – враги,
изображались сцены охоты, погони, герои стоят один против другого с пис-
лай собак. Каччи обычно бывали трех- толетами в руках. Мысли их одинако-
голосными. Два верхних голоса образо- вы: «Враги! Давно ли друг от друга нас
вывали канон, который сопровождался
свободной мелодией баса. Шас также
была трехголосной, но канон в ней ох-
ватывал все голоса.

Часто форма канона применялась,
чтобы повествовать о любви. На этом
приеме построены баллады «От серд-

Сергей Слонимский

И. Е. Репин. Дуэль Онегина и Ленского

Гийом де Машо Лента Мёбиуса жажда крови отвела?», поэтому мело-
ца, полного плача и скорби», «Об ис- следователи пишут в кавычках, потому дия одна и та же. Но они уже не вместе,
точнике», «Мой конец – мое начало». что «фуги» XV века еще не были на- они противники, и поэтому их мелодии
Эти печальные песни, до сих пор нахо- полнены той глубокой философией, ко- не совпадают по времени, звучат каж-
дящиеся в репертуаре академических торой одухотворили эту музыкальную дая сама по себе. Так тонко использо-
вокальных ансамблей, принадлежат форму композиторы эпохи барокко: вал Чайковский старинную форму. А
перу французского композитора Ги- непревзойденные органисты Иоганн композитор ХХ века Сергей Слоним-
йома де Машо, ярчайшего предста- Пахельбель, Дитрих  Букстехуде и ский однажды позабавился тем, что
вителя эпохи Ars nova, охватывающей Джироламо Фрескобальди, а чуть написал так называемый бесконечный
XIII – XV века. позже  – великий Иоганн Себастьян канон для сопрано и тенора на ленте
Бах. Созданные ими фуги уже не изоб- Мёбиуса – бумажной полосе, перекру-
Иногда каччи называли инкальцо ражали бег зверей и скачки на лоша- ченной и склеенной в кольцо. На кон-
(incalzo) – «погоня». И очень скоро дях – они живописали звуками бег мыс- церте она вращалась между головами
в жанровой группе «охот» появился ли. Тогда фуга стала самостоятельным солистов так, что фрагмент, который
«младший брат» – «фуга», что в пере- только что был перед глазами певицы,
в следующий момент оказывался перед
глазами певца, и наоборот. Между про-
чим, очень остроумная демонстрация
сути музыкальной формы канона.

Т. ЩЕПАТОВА

РАДОСТЬ № 12 • 2013
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12