Page 15 - 11_12_11
P. 15
Памятные даты 15

надцатилетний композитор был тогда Л.. Рууссовв. Музыка эпохи
аспирантом композиторского отдела ЛЛеенииннггррааддссккаая ссиимффоониия..
Ленинградской консерватории, на пос- ДДиирриижиррууеетт ЕЕ. А.. ММрааввииннскиийй Свою знаменитую Седьмую сим-
туплении в которую настоял авторитет- фонию Дмитрий Шостакович начал пи-
ный музыкант А. К. Глазунов. Именно «Сумбур вместо музыки» сать в осажденном Ленинграде в июле
он назвал юного Митю Шостаковича 1941-го – ее первые три части он сочи-
«новым Моцартом» и посоветовал Результаты упорного труда не за- нял под грохот разрывающихся бомб, а
учиться сразу на двух отделениях – медлили сказаться. Уже осенью 1926 финал завершал уже в декабре в Куй-
фортепианном и композиторском. года появилась Первая фортепианная бышеве, куда выехал, подчиняясь при-
соната, прозвучавшая, по выражению казу об эвакуации. Здесь 5 марта 1942
Учеба совпала с Гражданской вой- одного из критиков, «как взрыв, как года и состоялась премьера сочинения.
ной. Для страны настали трудные вре- протест, как высвобождение». Еще бо-
мена. Но, несмотря на бытовые проб- лее дерзкими оказались «Афоризмы» На первой странице партитуры
лемы, учился Шостакович с большим для фортепиано, где за привычными Седьмой симфонии стоит посвящение:
увлечением, «даже восторженно», как наименованиями пьес скрываются ос- «Городу Ленинграду». Отсюда и на-
вспоминал впоследствии. Вместе с трые жанровые пародии: так, «Похо- звание «Ленинградская», под которым
товарищами Митя часто играл самые ронный марш» суетлив, а «Ноктюрн» произведение известно всему миру.
разные сочинения, не пропускал ни звучит жестко. Родной для Шостаковича город явился
одного хорошего концерта. «Ради того, символом сопротивления и духовно-
чтобы послушать или сыграть незнако- Но главный интерес молодого Шос- го величия. «Я не ставил себе задачу
мое сочинение, мы были готовы пройти таковича — в зрелищных искусствах. изобразить военные действия (гул са-
пешком хоть десять километров, а по- Опера, балет, кино... Композитор пишет молетов, грохот танков, залпы пушек),
рой и отказаться от ужина». оперу «Нос», произведшую настоящий я не сочинял так называемой баталь-
фурор, а вскоре появляется знамени- ной музыки. Мне хотелось передать со-
Проба пера тая «Леди Макбет Мценского уезда». держание суровых событий», – писал
Это произведение критика оценила Шостакович.
После окончания консерватории пе- как большую победу отечественного
ред Шостаковичем встал вопрос: кем музыкального театра. Творение Шос- Летом 1942 года Седьмую симфо-
стать, пианистом или композитором? таковича называли эпохальным, стави- нию слушали по радио из Нью-Йорка
Перевесила композиция, но не сразу. В ли в один ряд с такими жемчужинами около двадцати миллионов американ-
1920-е годы Шостакович много высту- мировой оперной сокровищницы, как цев. 9 августа того же года в блокадном
пал в концертах как пианист. «Пиковая дама» П. И. Чайковского и Ленинграде измученные голодом, еле
«Отелло» Дж. Верди. «Леди Макбет» живые музыканты под управлением
В 1926 году состоялся компози- нравилась всем – и чиновникам, и та- К. Элиасберга играли ее при перепол-
торский дебют Шостаковича. «У меня ким выдающимся деятелям культуры, ненном зале. Дата концерта была на-
ощущение, что я открыл новую страни- как писатель А. Н. Толстой, киноре- значена не случайно: в этот день Гитлер
цу в истории симфонической музыки, жиссер С. М. Эйзенштейн, и зрителям,
нового большого композитора». Такую раскупившим билеты, несмотря на вы- «Леди Макбет Мценского уезда»
запись сделал дирижер Н. А. Малько сокие цены. Казалось, ничто не предве- обещал вступить в город. «Кто может
после премьеры Первой симфонии. щало грозы. победить народ, способный создавать
Это сочинение Шостакович закончил музыку, подобную этой?» – восторжен-
еще предыдущим летом; тогда ему не Но вдруг словно гром грянул среди но вопрошала американская пресса.
исполнилось и девятнадцати. «Успех ясного неба: в очень влиятельной в те
был огромный, – с гордостью сообщал времена газете «Правда» неожиданно В течение всей своей жизни Шоста-
Шостакович маме. – Полный был зал появилась разгромная статья о «Леди кович не переставал слышать отзвуки
публики. Публика много хлопала, и я Макбет». «Сумбур вместо музыки» – времени. Он всегда пропускал через
пять раз выходил кланяться. Все было вот как назвал эту оперу автор матери- себя происходящие в мире события,
удивительно хорошо». ала. Произведение было запрещено к чутко отзывался на тревоги и волнения
исполнению. Это стало сильным уда- современного человечества. Он писал
«ЗЗоолооттоойй век»» ром для Шостаковича. Но композитор музыку эпохи – до конца своих дней.
На фотографиях того времени продолжает упорно работать, из-под
его пера выходят новые сочинения. Однажды поэтесса Анна Ахматова
взгляд Шостаковича словно лучится решила подарить композитору сбор-
изнутри, затаенная улыбка блуждает ник своих стихов. На титульном листе
около губ. Он счастлив. «Я буду рабо- она написала посвящение: «Дмитрию
тать не покладая рук в области музыки, Дмитриевичу Шостаковичу, в чью
которой я отдам всю свою жизнь», – ре- эпоху я живу на земле». Эта эпоха
шает он. продолжается, пока звучит музыка
Шостаковича.

Т. ЩЕПАТОВА

РАДОСТЬ № 11–12 (213–215) 2011
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20