Page 10 - 11_12_11
P. 10
10 Великий сын России

«Все испытал и все проник»
19 ноября – одна из самых значительных памятных дат нынешнего года. В этот
день исполняется 300 лет со дня рождения русского ученого Михаила Васильевича
Ломоносова. М. В. Ломоносов – настоящий интеллектуальный исполин. Все его
научные достижения невозможно перечислить. Деятельность М. В. Ломоносова и его
необыкновенный, многогранный талант затронули все стороны науки и культуры
своего времени. К какой бы области знания он ни обращался, везде он становился
первооткрывателем новых путей – неожиданных и прогрессивных. «Ломоносов
был поэтом и химиком, грамматиком и металлургом… Низвел гром на землю –
и писал историю, наблюдал течение звезд – и рисовал мозаики стеклом, им отлитым, –
и в каждой отрасли подвинул далеко науку. Он открыл в глубине своего духа ту
таинственную методу, которая изучает не разорванные члены природы, но все
ее части в совокупности, и гармонически втягивают в себя все разнообразные
Взнания», – писал о М. В. Ломоносове известный русский мыслитель В. Ф. Одоевский.
В XVIII веке, по выражению истори- смысл превратилось в непобедимую
ка А. Н. Радищева, «столетии безум- потребность юной души.
ном и мудром», жизнь в России отли-
чалась небывалой стремительностью. Суровой зимой 1730 года 19-летний
Грандиозные начинания Петра I воп- Михаил Ломоносов вышел из родной
лощались в реальность. Кипело стро- деревни и отправился покорять Моск-
ительство новой столицы, а москвичи ву. За пазухой три книги – «Стихотвор-
ная псалтырь» Симеона Полоцкого,
с трудом привыкали к недавно введен-
ному календарю и заново учились пи- «Грамматика» Мелентия Смотриц-
кого и «Арифметика» Леонтия Маг-
сать – новым гражданским шрифтом. ницкого, в кармане – три рубля. «Муд-
Одно за другим открывались учебные ролюбивого отрока» вела жажда
заведения: Инженерная, Навигацкая, знаний.
Артиллерийская, Хирургическая В Московскую Славяно-греко-ла-
школы, появилась и Академия наук… тинскую академию крестьянских де-
В эту эпоху перемен довелось ро- тей не принимали. Ломоносов схитрил:
диться и жить Михаилу Васильевичу
Ломоносову. Ему, сыну архангель- назвался дворянином – и был зачис-
лен. Живя впроголодь, терпя насмешки
ского черносошного крестьянина суж- школьников – они дразнили его «двад-
дено было, как писал поэт А. Майков,
цатилетним болваном», – Ломоносов
за три года прошел шесть классов. Он
«познать Русь от темной клети до
светлых княжеских палат» и стать
первым русским ученым, завоевавшим
мировую славу. логии, кристаллографии, языкознания,
М. В. Ломоносов заложил основы филологии и многих, многих других
физики, физической химии, минера- наук. В сокровищницу русской науки
вошли ломоносовский материалис-
тический подход к изучению явлений
природы, доверие к эксперименту как
высшему критерию истины, свойствен-
ный М.  В.  Ломоносову рационализм
мышления и многое другое. Первым
в России ученый создал научную фи-
зическую карту мира. «Интеллекту-
альным титаном XVIII века» назвал
Ломоносова английский историк науки
Джон Бернал – «первым из целого
ряда великих».

Мудролюбивый
отрок

М. В. Ломоносов родился 8 нояб- Московская Славяно-греко-
ря (19 по новому стилю) 1711 года в латинская академия
деревне Мишанинской, неподалеку от
города Холмогоры. С раннего детства
мальчик отличался любознательнос-
тью; со временем стремление разга-
дать тайны природы, во всем найти

РАДОСТЬ № 11–12 (213–215) 2011
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15