Page 3 - 1_2_09
P. 3
Памяти Мастера 3

нах пианиссимо. Настоящие хормейстеры знают цену Художественный руководитель
этому таинственному обрамлению тишины. Детской хоровой студии «Веснянка»,
заслуженная артистка России Любовь
Эпический полюс и кульминация концерта – испол- Викторовна Алдакова: «Как дирижер и
нение Концертным хором Музыкально-хоровой школы
«Радость» и школьным оркестром русских народных ин- хормейстер я хочу сегодня сказать сло-
струментов (руководитель – Дмитрий Базанов) трех пьес ва благодарности в адрес Владислава
из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с Геннадиевича. Говорю как хормейстер,
выставки»: «Прогулка», «Старый замок», «Богатырские во- потому что, к сожалению, не была с ним
рота»… Со всей русской мощью и величественным раз- знакома лично... Огромное спасибо это-
махом. му музыканту! Спасибо за оригинальные,
талантливые хоровые обработки, чудес-
История появления этих хоровых транскрипций тес- ные переложения, с которыми очень ин-
но связана с историей самой школы – Владислав Соко- тересно работать, на которые всей ду-
лов сделал обработки «картин», уступив настойчивым шой откликаются наши юные певцы».
просьбам Татьяны Ждановой, руководившей молодой хо-
ровой студией. Студия давно выросла и стала школой, у Профессор Академии хорового ис
нее появился свой народный оркестр. Теперь они вмес- кусства Вера Ивановна Сафонова,
те наработали мастерство, которое позволяет с замеча- ученица В. Г. Соколова: «Это был под-
тельной художественной достоверностью решать самые
серьезные творческие задачи. линный артист – на сцене, на хоровой
репетиции, в учебном классе и просто
…Юбилейные концерты не обходятся без торжествен- в жизни. Когда Владислав Геннадиевич шел по ули-
ных слов. Традиции есть традиции – нередко они со- це, сразу было видно – вот идет артист! Его искус-
блюдаются поневоле. Но в этот день традиция не была ство было подлинно народным. Замечательные об-
формальностью – слова со сцены звучали удивительно работки народных песен и сочинения Владислава
живые и искренние. Соколова сразу вошли в репертуар учебных хоров –
потому что это настоящая школа хорового пения. А
Доктор педагогических наук, главный научный его чудесная обработка «Амурских волн» была лю-
сотрудник Института семьи и воспитания Россий бима абсолютно всеми. Личности Владислава Ген-
ской академии образования Виктор Петрович надиевича присуща подлинная харизматичность. На-
Голованов: «Я благодарю судьбу, что однажды мне помню, что в переводе с греческого слово «харизма»
означает – «благословение». Одно его появление
довелось встретиться во Всероссийском музыкаль- перед любым хором вызывало энтузиазм у певцов.
ном обществе с Владиславом Геннадиевичем Соко- Не случайно Владислав Геннадиевич был постоян-
ловым. Прошло уже много лет, но образ этого уди- ным дирижером больших сводных хоров. Вспоми-
вительного человека по-прежнему передо мной. Его наю его блистательное выступление на Празднике
импозантность, интеллигентность, внутренняя и вне- детской песни в Эстонии, когда профессор без еди-
шняя красота не могли не обратить на себя внима- ной репетиции триумфально провел выступление
ние… Он не терпел фальши не только в буквальном многотысячного детского хора – все послушно
– понятном каждому музыканту – смысле этого сло- следовали за его волшебной рукой. Композитор, пе-
ва. Он ратовал за чистоту русской певческой культу- дагог, хоровой дирижер – сердце его принадлежало
ры. Я не сомневаюсь, что в наши дни он был бы ярым детям. Детский хор при Институте художественного
противником модных детских коллективов, которые воспитания Академии педагогических наук СССР на
слились с общим потоком шоу-бизнеса. Это коллек- многие годы стал эталоном для хормейстеров, рабо-
тивы, в которых взрослые манипулируют детьми. Нам тавших с детьми. Никогда не забуду первого впечат-
очень не хватает того чуткого музыкального камер- ления от этого хора: в Малом зале консерватории на
тона, каким был Владислав Соколов. И дух его твор- детском абонементе на сцену вышли юные певцы. Гла-
чества не угаснет! Я верю, что через сто лет наши за у них горели. Впечатление было исключительное –
потомки с таким же пиететом и уважением будут и от звучания хора, и от облика дирижера – статного,
вспоминать имя этого выдающегося музыканта». красивого, с пластичным, скульптурным жестом. Не-
возможно было не подойти и не попроситься к нему в
хор. И я очень благодарна судьбе, что прошла школу
этого замечательного хорового мастера и в детском
хоре, и в Московской консерватории. Хорошо, что фе-
стиваль, посвященный его 100-летию, завершается
большим детским праздником – это достойное при-
ношение памяти мастера».

Композитор, заслуженный работник культуры
России Александр Михайлович Жаров, ученик
В. Г . Соколова: «Мне хочется дополнить сказанное

небольшой зарисовкой. Владислав Геннадиевич был
беспощадным в работе и удивительно простым в быту.
Он любил шутить со своими друзьями-профессора-
ми. Разыгрывал их, преподнося им необычные детс-
кие игрушки – открываешь коробочку, а оттуда вып-
рыгивает какая-нибудь зверушка: заяц или мышь…
Смеялись все вместе – и профессора, и студенты…»

Радость № 1–2 2009 г.
   1   2   3   4   5   6   7   8