Page 19 - № 9 (277) 2021
P. 19

Ïàìÿòíûå äàòû                                          19




                                            Позже, в 1930-е годы, художник
                                         оформил три произведения Нико-
                                         лая Римского-Корсакова: «Сказку
                                         о царе Салтане», «Снегурочку» и
                                         «Сказание о невидимом граде Ки-
                                         теже». После премьер Иван Били-
                                         бин начал получать заказы от раз-
          Àôèøà âûñòóïëåíèÿ ðóññêîãî áàëåòà   ных театров мира. В 1931 году он
           â Ìîíòå-Êàðëî (àâòîð – È. Áèëèáèí)  разработал декорации для балета
                                         Игоря Стравинского «Жар-птица»,
          «Èâàí –                        который ставили в Буэнос-Айресе,
          æåëåçíàÿ ðóêà»                 а чуть позже сотрудничал с чеш-
                                         скими театрами в Брно и Праге.
             Уже в первых работах Ивана     «Имя Билибина достаточно
          Билибина виден его оригинальный   говорит за себя. Фантастический
          стиль. От иллюстрации к иллюстра-  характер опер нашел в талантливом
          ции Билибин отрабатывал безупреч-  художнике действительно тонкого   Äåêîðàöèè ê îïåðå Í. À. Ðèìñêîãî-Êîðñàêîâà «Çîëîòîé ïåòóøîê»
          ную линию контура, которым на его   и смелого интерпретатора. Соче-
          картинах обведен каждый элемент   тание красок, ослепительная в
          композиции. Друг художника и «кол-  мягкости своей их гамма порожда-
          лега по цеху» описывал работу Би-  ют впечатление редкой гармонии
          либина так: «Рука его должна идти   и переносят восхищенного зрителя
          осторожно, осмотрительно, без   в настоящее волшебное царство», –
          поправок. Все затаило дыхание.   восторженно писали о театральных
          Хлопнула дверь! – снова веди линию,   работах художника критики.
          но уже утолщая ее и портя». Сам
          Иван Билибин называл свой контур   Ñ ëþáîâüþ ê Ðîäèíå
          «стальной линией». «Пять квадрат-  Иван Билибин стал свидетелем
          ных сантиметров в день и ни одно-
          го миллиметра больше – предельная   революций 1905-го и 1917 годов,
          норма для добросовестного графи-  пережил Первую мировую войну
                                         и встретил в блокадном Ленингра-
          ка», – считал «Иван – железная                                                             «Âàñèëèñà Ïðåêðàñíàÿ»
          рука», как прозвали художника то-  де Великую Отечественную, вер-
          варищи. И он ежедневно выраба-  нувшись в Россию незадолго до
          тывал эти сантиметры кисточкой с   ее начала. Любовь к Родине была
          косо срезанным концом.         для художника не только «путе-
                                         водной звездой» в творчестве – он
          Âîëøåáñòâî                     разделил со своей страной все
          íà îïåðíîé ñöåíå               выпавшие на ее долю испытания.
             В 1907 году Ивану Билибину   Äåêîðàöèè ê îïåðå «Çîëîòîé ïåòóøîê»
          предложили нарисовать эскиз
          декораций для театральной по-
          становки драмы «Действо о Тео-
          филе», события которой развива-
          лись в Средневековье. Необычное                               Èëëþñòðàöèè ê ñêàçêå
          оформление сцены понравилось                                   «Ïåðûøêî Ôèíèñòà
                                                                            ÿñíà ñîêîëà»
          публике: сцена выглядела просто
          волшебно. И вскоре после пре-
          мьеры художника пригласили в
          театральную антрепризу Сергея     …Шла зима 1942 года. Бло-
          Дягилева – организатора знаме-  кадный Ленинград был завален
          нитых «Русских сезонов» в Пари-  мешками с песком, из окон Ака-
          же. Билибин разработал костюмы   демии художеств выглядывали
          к опере М. П. Мусоргского «Борис   пулеметы. Город обстреливала
          Годунов». Постановка с великим   артиллерия, бомбила авиация.
          Федором Шаляпиным в главной       Но город жил и боролся. Рабо-
          роли на сцене парижской Гранд-  тали в три смены оборонные заво-
          Опера принесла славу не только   ды, писал Седьмую симфонию
          певцу и Сергею Дягилеву, но и   Дмитрий Шостакович, в подземном
          Билибину: теперь его знали еще   бомбоубежище не выпускал из рук
          и как театрального художника.  кисточку Иван Билибин. Он рисовал
             Иван Билибин создал эскизы   былинного богатыря Дюка Степа-
          декораций к опере Н. А. Римско-  новича, сокрушавшего врагов зем-
          го-Корсакова «Золотой петушок».   ли Русской. «Из осажденной кре-
          Затем были заказы на постановки   пости не бегут, ее защищают». И он
          «Садко», «Руслан и Людмила», а в   до последнего дня защищал Ленин-
          1910 году Билибин нарисовал ко-  град своей любовью к Родине.
          стюмы для танцовщицы Анны Пав-
          ловой к балету «Дочь фараона».                Т. ЕРМОЛЕНКО     Èëëþñòðàöèè ê ñêàçêå «Ñåñòðèöà Àëåíóøêà è áðàòåö Èâàíóøêà»
             ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 9  • 2021
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24