Page 19 - № 9 (277) 2021
P. 19
Ïàìÿòíûå äàòû 19
Позже, в 1930-е годы, художник
оформил три произведения Нико-
лая Римского-Корсакова: «Сказку
о царе Салтане», «Снегурочку» и
«Сказание о невидимом граде Ки-
теже». После премьер Иван Били-
бин начал получать заказы от раз-
Àôèøà âûñòóïëåíèÿ ðóññêîãî áàëåòà ных театров мира. В 1931 году он
â Ìîíòå-Êàðëî (àâòîð – È. Áèëèáèí) разработал декорации для балета
Игоря Стравинского «Жар-птица»,
«Èâàí – который ставили в Буэнос-Айресе,
æåëåçíàÿ ðóêà» а чуть позже сотрудничал с чеш-
скими театрами в Брно и Праге.
Уже в первых работах Ивана «Имя Билибина достаточно
Билибина виден его оригинальный говорит за себя. Фантастический
стиль. От иллюстрации к иллюстра- характер опер нашел в талантливом
ции Билибин отрабатывал безупреч- художнике действительно тонкого Äåêîðàöèè ê îïåðå Í. À. Ðèìñêîãî-Êîðñàêîâà «Çîëîòîé ïåòóøîê»
ную линию контура, которым на его и смелого интерпретатора. Соче-
картинах обведен каждый элемент тание красок, ослепительная в
композиции. Друг художника и «кол- мягкости своей их гамма порожда-
лега по цеху» описывал работу Би- ют впечатление редкой гармонии
либина так: «Рука его должна идти и переносят восхищенного зрителя
осторожно, осмотрительно, без в настоящее волшебное царство», –
поправок. Все затаило дыхание. восторженно писали о театральных
Хлопнула дверь! – снова веди линию, работах художника критики.
но уже утолщая ее и портя». Сам
Иван Билибин называл свой контур Ñ ëþáîâüþ ê Ðîäèíå
«стальной линией». «Пять квадрат- Иван Билибин стал свидетелем
ных сантиметров в день и ни одно-
го миллиметра больше – предельная революций 1905-го и 1917 годов,
норма для добросовестного графи- пережил Первую мировую войну
и встретил в блокадном Ленингра-
ка», – считал «Иван – железная «Âàñèëèñà Ïðåêðàñíàÿ»
рука», как прозвали художника то- де Великую Отечественную, вер-
варищи. И он ежедневно выраба- нувшись в Россию незадолго до
тывал эти сантиметры кисточкой с ее начала. Любовь к Родине была
косо срезанным концом. для художника не только «путе-
водной звездой» в творчестве – он
Âîëøåáñòâî разделил со своей страной все
íà îïåðíîé ñöåíå выпавшие на ее долю испытания.
В 1907 году Ивану Билибину Äåêîðàöèè ê îïåðå «Çîëîòîé ïåòóøîê»
предложили нарисовать эскиз
декораций для театральной по-
становки драмы «Действо о Тео-
филе», события которой развива-
лись в Средневековье. Необычное Èëëþñòðàöèè ê ñêàçêå
оформление сцены понравилось «Ïåðûøêî Ôèíèñòà
ÿñíà ñîêîëà»
публике: сцена выглядела просто
волшебно. И вскоре после пре-
мьеры художника пригласили в
театральную антрепризу Сергея …Шла зима 1942 года. Бло-
Дягилева – организатора знаме- кадный Ленинград был завален
нитых «Русских сезонов» в Пари- мешками с песком, из окон Ака-
же. Билибин разработал костюмы демии художеств выглядывали
к опере М. П. Мусоргского «Борис пулеметы. Город обстреливала
Годунов». Постановка с великим артиллерия, бомбила авиация.
Федором Шаляпиным в главной Но город жил и боролся. Рабо-
роли на сцене парижской Гранд- тали в три смены оборонные заво-
Опера принесла славу не только ды, писал Седьмую симфонию
певцу и Сергею Дягилеву, но и Дмитрий Шостакович, в подземном
Билибину: теперь его знали еще бомбоубежище не выпускал из рук
и как театрального художника. кисточку Иван Билибин. Он рисовал
Иван Билибин создал эскизы былинного богатыря Дюка Степа-
декораций к опере Н. А. Римско- новича, сокрушавшего врагов зем-
го-Корсакова «Золотой петушок». ли Русской. «Из осажденной кре-
Затем были заказы на постановки пости не бегут, ее защищают». И он
«Садко», «Руслан и Людмила», а в до последнего дня защищал Ленин-
1910 году Билибин нарисовал ко- град своей любовью к Родине.
стюмы для танцовщицы Анны Пав-
ловой к балету «Дочь фараона». Т. ЕРМОЛЕНКО Èëëþñòðàöèè ê ñêàçêå «Ñåñòðèöà Àëåíóøêà è áðàòåö Èâàíóøêà»
ƘƈƌƖƙƚƤ ȴ 9 • 2021