Page 4 - 02_17
P. 4
4 Íàâñòðå÷ó 870-ëåòèþ Ìîñêâû
он присоединяет к ней Коломну, а затем бойся меня, ибо я христианин, месту
и Переславль (тогда крупный город сему же господин, имя мое Даниил
Северо-Восточной Руси). Причем до- Московский. Иди, юноша, к великому
бивается он этого мирным путем. князю Иоанну и скажи ему: зачем же
ты меня предал забвению?”»
И еще одно крупное деяние князя:
«...богоугодно господствуя в Москов-
ской области, блаженный князь Да-
ниил построил за Москвою-рекой
монастырь, который зовется по его
имени Даниловский, создал церковь
во имя Ангела своего Преподобного
Даниила Столпника...»
Ïåðâûé ìîñêîâñêèé
ìîíàñòûðü
Данилов монастырь – первый из
известных нам московских монасты-
рей. Он повторил судьбу Москвы – были
Äàíèèë Ìîñêîâñêèé и взлеты, и падения, разрушение,
ìîëèòñÿ î ãðàäå ñåì восстановление...
Перед смертью Даниил принял
«В лето 6769 (1261) года родился монашество. Так, впрочем, многие Äàíèëîâ ìîíàñòûðü
у Александра сын, и назвали его Да- русские князья делали на смертном
нилой», – читаем в летописи. Данила – одре. Но в Архангельском соборе изо- И началось возрождение мона-
младший сын, посему он получил от бражен в схиме, то есть в монашеской стыря. 30 августа по старому стилю
отца – князя Александра Невского – на одежде, только Даниил. Он был осно- (12 сентября) 1652 года произошло
княжение самый маленький тогда удел вателем удельного Московского кня- обретение мощей великого князя, и он
земли Русской – Москву. жества, родоначальником великих
московских князей. Его мы можем
«Ãðàä ñîçäàë áîëüøå считать первым московским князем. был причислен к лику святых.
Сын Данилы, князь Иван Калита, А архитектурный облик монасты-
ïðåæíåãî» перенес Даниловский монастырь на ря складывался на протяжении не-
свой княжеский двор и поставил в нем скольких столетий: храм святых Отцов
«...Повсюду совершенная пустыня; церковь во имя Преображения Спаса Семи Вселенских соборов – замеча-
не видно ни городов, ни сел; там, где (Спасский монастырь). Читаем далее тельный памятник русского зодчества
прежде были красивые и цветущие в летописи: «Спустя много лет, по не- XVII–XIX веков, Надвратный храм
города, теперь только пустылые Преподобного Симеона Столп-
и бесплодные места. Нигде не ника – постройка XVII–XVIII
видно человека; только дикие столетия. Троицкий собор со-
животные…» (Из записок ар- оружен по проекту архитекто-
химандрита Пимена.) ра О. Бове в 1833–1838 годах,
Постойте, постойте! Что, и а Поминальная часовня по-
это тоже Москва? Да, такой строена недавно – в 1988 году.
была Москва. Припомните вре- ...В 1930 году монастырь
мя – монголо-татарское иго, был закрыт, последний на-
страна разорена. Досталось, стоятель обители и большин-
конечно, и Москве. Читаем да- ство братии расстреляны.
лее: «Сей великий князь Да- Жестокая была эпоха! А осе-
нило весьма возлюбил житель- нью 1983 года монастырь был
ствовать в Москве и создал возвращен Православной
град больше прежнего, и горо- церкви первым из череды
жанами его населил, ибо был «Ìîíàñòûðü â Ìîñêîâñêîé Ðóñè». Õóä. À. Âàñíåöîâ закрытых, разрушенных мо-
добродетелен и нищелюбив настырей и церквей. Дани-
премного, и к Богу имел веру ловский монастырь является
и молитву, и слезы. И от того просла- радению архимандритов спасских, как бы мерилом русской духовности,
вился еще больше Москва-град». монастырь Даниловский обнищал так, он помогает людям обретать нрав-
Даниил не был Владимирским кня- что и след его изгладился...» ственный духовный стержень.
зем, он не искал великого княжения, Возрождение монастыря произо- А Даниила Московского не без
а посвятил себя расширению и укре- шло лишь в XVI веке при Иване Гроз- основания называли «хозяином Мо-
плению своего удела. Этот князь был ном. «Однажды великий князь Иоанн сквы». И хочется, чтобы у Москвы
рачительным хозяином, а не воином. Васильевич Грозный ехал мимо места было как можно больше заботливых,
Величие князя Московского не столько древнего Даниловского монастыря. внимательных хозяев, то есть нас,
в том, что сделал град Москву городом У одного знатного юноши в полку москвичей, которые умели бы беречь
великим, но и в том, что «князь велик княжеском споткнулся конь, и он остал- свой город, трудиться во благо его,
был своим умением сплотить людей, ся один среди пути. И вот внезапно чтобы государство Российское про-
умел добром добиться нужды своей». сему юноше явился незнакомый че- цветало!
В его правление Москва становится ловек; тот, увидев незнакомца, испу- Е. ЛЕОНТЬЕВА, Е. КРЮЧКОВА
крупным городом, столицей княжества, гался; явившийся же сказал ему: “Не
РАДОСТЬ № 2 • 2017
он присоединяет к ней Коломну, а затем бойся меня, ибо я христианин, месту
и Переславль (тогда крупный город сему же господин, имя мое Даниил
Северо-Восточной Руси). Причем до- Московский. Иди, юноша, к великому
бивается он этого мирным путем. князю Иоанну и скажи ему: зачем же
ты меня предал забвению?”»
И еще одно крупное деяние князя:
«...богоугодно господствуя в Москов-
ской области, блаженный князь Да-
ниил построил за Москвою-рекой
монастырь, который зовется по его
имени Даниловский, создал церковь
во имя Ангела своего Преподобного
Даниила Столпника...»
Ïåðâûé ìîñêîâñêèé
ìîíàñòûðü
Данилов монастырь – первый из
известных нам московских монасты-
рей. Он повторил судьбу Москвы – были
Äàíèèë Ìîñêîâñêèé и взлеты, и падения, разрушение,
ìîëèòñÿ î ãðàäå ñåì восстановление...
Перед смертью Даниил принял
«В лето 6769 (1261) года родился монашество. Так, впрочем, многие Äàíèëîâ ìîíàñòûðü
у Александра сын, и назвали его Да- русские князья делали на смертном
нилой», – читаем в летописи. Данила – одре. Но в Архангельском соборе изо- И началось возрождение мона-
младший сын, посему он получил от бражен в схиме, то есть в монашеской стыря. 30 августа по старому стилю
отца – князя Александра Невского – на одежде, только Даниил. Он был осно- (12 сентября) 1652 года произошло
княжение самый маленький тогда удел вателем удельного Московского кня- обретение мощей великого князя, и он
земли Русской – Москву. жества, родоначальником великих
московских князей. Его мы можем
«Ãðàä ñîçäàë áîëüøå считать первым московским князем. был причислен к лику святых.
Сын Данилы, князь Иван Калита, А архитектурный облик монасты-
ïðåæíåãî» перенес Даниловский монастырь на ря складывался на протяжении не-
свой княжеский двор и поставил в нем скольких столетий: храм святых Отцов
«...Повсюду совершенная пустыня; церковь во имя Преображения Спаса Семи Вселенских соборов – замеча-
не видно ни городов, ни сел; там, где (Спасский монастырь). Читаем далее тельный памятник русского зодчества
прежде были красивые и цветущие в летописи: «Спустя много лет, по не- XVII–XIX веков, Надвратный храм
города, теперь только пустылые Преподобного Симеона Столп-
и бесплодные места. Нигде не ника – постройка XVII–XVIII
видно человека; только дикие столетия. Троицкий собор со-
животные…» (Из записок ар- оружен по проекту архитекто-
химандрита Пимена.) ра О. Бове в 1833–1838 годах,
Постойте, постойте! Что, и а Поминальная часовня по-
это тоже Москва? Да, такой строена недавно – в 1988 году.
была Москва. Припомните вре- ...В 1930 году монастырь
мя – монголо-татарское иго, был закрыт, последний на-
страна разорена. Досталось, стоятель обители и большин-
конечно, и Москве. Читаем да- ство братии расстреляны.
лее: «Сей великий князь Да- Жестокая была эпоха! А осе-
нило весьма возлюбил житель- нью 1983 года монастырь был
ствовать в Москве и создал возвращен Православной
град больше прежнего, и горо- церкви первым из череды
жанами его населил, ибо был «Ìîíàñòûðü â Ìîñêîâñêîé Ðóñè». Õóä. À. Âàñíåöîâ закрытых, разрушенных мо-
добродетелен и нищелюбив настырей и церквей. Дани-
премного, и к Богу имел веру ловский монастырь является
и молитву, и слезы. И от того просла- радению архимандритов спасских, как бы мерилом русской духовности,
вился еще больше Москва-град». монастырь Даниловский обнищал так, он помогает людям обретать нрав-
Даниил не был Владимирским кня- что и след его изгладился...» ственный духовный стержень.
зем, он не искал великого княжения, Возрождение монастыря произо- А Даниила Московского не без
а посвятил себя расширению и укре- шло лишь в XVI веке при Иване Гроз- основания называли «хозяином Мо-
плению своего удела. Этот князь был ном. «Однажды великий князь Иоанн сквы». И хочется, чтобы у Москвы
рачительным хозяином, а не воином. Васильевич Грозный ехал мимо места было как можно больше заботливых,
Величие князя Московского не столько древнего Даниловского монастыря. внимательных хозяев, то есть нас,
в том, что сделал град Москву городом У одного знатного юноши в полку москвичей, которые умели бы беречь
великим, но и в том, что «князь велик княжеском споткнулся конь, и он остал- свой город, трудиться во благо его,
был своим умением сплотить людей, ся один среди пути. И вот внезапно чтобы государство Российское про-
умел добром добиться нужды своей». сему юноше явился незнакомый че- цветало!
В его правление Москва становится ловек; тот, увидев незнакомца, испу- Е. ЛЕОНТЬЕВА, Е. КРЮЧКОВА
крупным городом, столицей княжества, гался; явившийся же сказал ему: “Не
РАДОСТЬ № 2 • 2017