Page 9 - 3_4_14
P. 9
Праздник Праздников 9

Для росписи деревянных яиц в Мос-
кву специально приглашались масте-
ра-иконописцы. Краски делали из трав,
серебра и золота. Порой получались
настоящие шедевры. В 1874 году для
высоких особ мастера Тюлины изгото-
вили яйца, состоящие из двух полови-
нок, которые изнутри были позолочены
и украшены орнаментом, а снаружи
покрашены малиновой краской, яйца
были весьма изящными, легкими и
отполированными, как зеркало. Мас-
терам выплатили очень приличные по
тем временам деньги: 25 рублей за
большое яйцо и 15 – за малое.

С развитием прогресса возникла це-
лая промышленная индустрия пасхаль-
ных яиц. Так на Петергофской граниль-
ной фабрике изготавливались яйца
из полудрагоценных камней – яшмы,
малахита, лазурита, агата, порфира.

И. Горюшкин-Сорокопудов. Канун Пасхи в старину

С появлением в России фарфоровой нибудь миниатюрный сюрприз, когда ми букетами. Ставили цветы и на стол.
фабрики в 1744 году вошли в моду яйца его открывали, звучала красивая музы- Особо популярными были нарциссы,
из фарфора. Первое дошедшее до на- кальная мелодия. гиацинты, впрочем, для людей побед-
шего времени фарфоровое пасхальное нее годились и любые первые лесные
яйцо создано к Пасхе 1749 года Дмит- Не так давно были обнаружены цветы. Из проросших семян злаковых,
рием Виноградовым, изобретателем сделанные Фаберже фрагменты яйца, рассыпанных на сукне, натянутом на
русского фарфора. которое Николай II планировал препод- специальную форму в виде горки, де-
нести своей супруге на Пасху 1917 года, лалась пасхальная горка из зеленых
Обычно Императорский фарфо- но этому не суждено было случиться. ростков, которая оживляла стол. Ее
ровый завод получал очень большие После революции большая часть цар- готовили заранее, обильно поливая се-
заказы на изготовление фарфоровых ских пасхальных яиц Фаберже была мена. Вокруг нее обычно укладывали
яиц, которые выпускал вплоть до ре- продана за границу. цветные крашеные яйца.
волюции, часто это были яйца с отвер-
стиями для банта, которые можно было Помимо подарков к празднику Пас- Все это создавало праздничную
подвешивать под киоты с иконами. хи готовилось и праздничное угощение. атмосферу и ликующее настроение.
К Пасхе 1793 года в комнаты импе- После длительного 40-дневного Вели- Украшались и храмы, где проходи-
ратрицы Екатерины II принесли шесть кого поста все разговлялись – есть раз- ли особо торжественные церковные
ажурных корзин и шесть ваз с поддо- решалось все, стол украшали не только службы. Плащаницу обычно украшали
нами, наполненными 373 фарфоро- мясные деликатесы, но и особые пас- белыми цветами в знак чистоты Спа-
выми яйцами разных размеров, укра- хальные блюда – крашеные луковой сителя, делали пасхальные деревья
шенными росписью с изображением шелухой, капустными листьями, тра- из веток и плодов, все в цветах были
пейзажей, фигур и арабесок; ими она вами, цветными нитями яйца, сдобные выносные кресты и свечи. Во времена
одаривала гостей. В середине XIX века ароматные куличи, приготовленная из Екатерины II было принято особо куль-
ко двору было представлено уже более творога пасха. Пекли из теста фигурки минационные моменты пасхального
5000 фарфоровых и 7000 стеклянных птичек. Готовить все начинали в Вели- богослужения сопровождать залпами
яиц для раздачи при христосовании. кий Четверг или Великую Пятницу. пушек Петропавловской и Адмиралтей-
ской крепостей. Об окончании Литургии
В 1885 году Александр III решил К этому времени в домах наводи- сообщали тоже пушки – 101 выстрел.
преподнести супруге Марии Федоровне ли чистоту, украшали иконы особыми Тишину Святой ночи наполняли благо-
ювелирное пасхальное яйцо, которое праздничными лампадками, цветочны- весты многочисленных колоколов.
заказал у Карла Фаберже. Подарок так
понравился, что Александр III назначил Отдыхали всю Светлую Седмицу.
ювелира главным поставщиком им- Проводилось много благотворительных
ператорского двора. Всего было изго- мероприятий. Многолюдные светские
товлено около 50 царских пасхальных праздничные мероприятия было приня-
яиц. Они были шедеврами не только то начинать со второго дня Пасхи. Сюда
ювелирного искусства, но и механики. входили и концерты, и балы, и приемы,
Каждое яйцо содержало в себе какой- и праздничные обеды, и народные
гуляния.

Торжество, благолепие, молитвен-
ное усердие и утешение – вот черты,
которыми можно охарактеризовать
этот поистине всенародный праздник
православной Руси.

Л. БЛИНОВА

РАДОСТЬ № 3–4 • 2014
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14