Page 7 - 10_11_12
P. 7
На севере столицы 7

За основу для рисунков были взяты данова. – Панно исполнено в технике
работы Л. Киля, художника – совре- многослойной надглазурной росписи
менника бородинской битвы, в 1815– по керамике, которую мы применяли
1819 годах исполнившего серию аква- впервые в своей практике. Мы взяли
релей русских армейских униформ. готовые, уже обожженные плитки раз-
мером 20 на 25 сантиметров и распи-
Постепенно мы пришли к мысли сывали их вручную, используя самые
перенести на керамику карту, отра- тонкие кисти, и в результате плитки
жающую ход бородинского сражения. почти что приняли вид лаковой мини-
Работа оказалась увлекательной и атюры». «Изображение наносилось
непростой – нам хотелось сохранить послойно, – подхватывает рассказ вто-
историческую достоверность. Выясни- рой автор панно Анатолий Тимашев,
лось, что в начале XIX века топогра- в этом году поступивший в столичный
фических карт, то есть имеющих мас-
штаб, указание сторон света, а также
долготы и широты, еще не существо-
вало, были только карты межевания. В
основе нашего панно – одна из первых

Своими впечатлениями от рабо-
ты над панно с читателями газеты
«Радость» поделились и сами авто-
ры. «Помимо кропотливого изучения
исторической литературы, трудности
представляла и техническая сторона
дела, – вспоминает выпускница ДХШ,
а ныне студентка Московского госу-
дарственного университета печати
имени Ивана Федорова Елена Бог-

топографических карт – карта Шубер- Колледж архитектуры, дизайна и ре-
та, датированная 1860-м годом. Од- конструкции № 26. – Сначала мы пол-
нако на панно сохранены населенные ностью нарисовали карту, потом стали
пункты, существовавшие на период наносить расположения войск. Далее –
бородинского сражения, и названия раскрашивание специальными краска-
селений; многие из них битва стерла с ми. В завершение каждого этапа изго-
лица Земли, а ряд деревень впоследс- товления плитки надо было обжечь в
твии были переименованы. печи, чтобы закрепить изображение».

Когда карта была составлена, на Но вот все сложности остались
нее стали наноситься расположения позади, и 2 октября в холле Худо-
войск и сама битва в ее развитии, на- жественной школы прошла торжес-
сколько это возможно отразить на од- твенная церемония открытия панно. В
ном листе. Военные историки условно исполнении гостей – преподавателей
делят битву на три части: начало, сере- Детской музыкально-хоровой шко-
дину и победный финал. А мы на своем лы «Радость» – звучала чудесная му-
панно попытались сложить вместе и зыка. Вел церемонию директор ДХШ
отразить все значимые эпизоды боро- Юрий Иванович Протасов. В своей
динского сражения. Здесь отображено речи он поздравил юных авторов с ус-
расположение русских и французских пешным дебютом в искусстве и поже-
войск на момент начала битвы. Си- лал дальнейших творческих побед. А
ние стрелки показывают направле- затем панно обступили ученики млад-
ние ударов армии Наполеона, а крас- ших классов школы. «Картина очень
ные  – перегруппировку русских войск информативна, – прокомментировал
к середине боя, а также рейд Уварова в своей речи руководитель проекта
и Платова в тылы французских войск. А.  Ю. Бодров. – Благодаря большо-
Пунктирными красными линиями пока- му количеству мелких деталей, пан-
заны расположения русских и францу- но привлекает внимание, заставляет
зов на конец сражения». всматриваться в подробности рисунка.
Эта карта призвана в первую очередь
РАДОСТЬ № 10–11 • 2012 разбудить интерес к изучению боро-
динского сражения».

Беседовала Т. ЩЕПАТОВА
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12