Page 11 - 12_10
P. 11
Музыкальная жизнь Москвы 11

зитор посвятил ему Второй концерт удовлетвориться только классами. В А. Островский
для фортепиано с оркестром, Рус- 1866 году они были преобразованы в
ское скерцо, на смерть Рубинштейна Московскую консерваторию. Стара- доходов от концертов РМО. Это об-
написано фортепианное трио Памяти ниями Н. Г. Рубинштейна в ней были стоятельство натолкнуло Н. Г. Рубин-
великого художника. Еще более мас- учреждены классы теории музыки. штейна на интересную мысль: чтобы
штабной была дирижерская деятель- Рубинштейн пригласил группу про- обеспечить существование вуза, на-
ность Николая Григорьевича: под его фессоров, которая занялась разра- значить в оркестр РМО студентов-
управлением прошло более 250 кон- боткой курса истории музыки – зна- оркестрантов. Заботы не пропали да-
цертов. Но главным делом Н. Г. Ру- ние этого предмета Николай Григо- ром: результат не замедлил сказать-
бинштейна стали организация и ру- рьевич считал совершенно необходи- ся на качестве исполнения и симфо-
ководство Московским отделением мым для воспитания широко образо- ний, и оперных спектаклей. Так, си-
Русского музыкального общества. ванных музыкантов-исполнителей. лами учащихся была осуществлена
постановка оперы «Иван Сусанин»
Находясь в самом центре музы- Чтобы поднять статус Московской («Жизнь за царя») М. И. Глинки.
кальных событий, Н. Г. Рубинштейн, консерватории, Н. Г. Рубинштейн со-
как никто другой, понимал, что музы- брал уникальный состав педагогов. Таков был Николай Григорьевич
кальная жизнь России нуждается в В новом вузе преподавали Г. А. Ла- Рубинштейн – человек настойчивый,
преобразованиях: академическая му- рош, Н. Д. Кашкин, К. К. Альбрехт, целеустремленный, абсолютно уве-
Н. А. Губерт, И. В. Самарин, К. Клинд- ренный в своей правоте. Но портрет
В. Одоевский ворт, С. И. Танеев, Ф. Лауб, П. И. Чай- был бы неполным без воспоминаний
ковский. С их помощью Н. Г. Рубин- современников. Вот что писал об ис-
штейн сумел создать в Консерва- ключительном авторитете и популяр-
тории (как, впрочем, и на концертах ности Н. Г. Рубинштейна пианист и пе-
ММО) атмосферу серьезного и ува- дагог Р. В. Геника: «...Николай Григо-
жительного отношения к музыке и к рьевич стоял во главе созданного им
профессии музыканта. крупного и сложного художественно-
педагогического дела. Все подчи-
В числе многих заслуг Н. Г. Рубин- нялось его руководству и наблюде-
штейна – приглашение в число про- нию… Сколько блеска, почета и кра-
фессоров В. Ф. Одоевского. Это была соты было связано со всем этим!»
во многих отношениях необыкновен-
ная личность: музыкальный теоре- Николай Григорьевич Рубинштейн
тик, писатель, философ. С подсказ- совершенно «не заботился» о своей
ки В. Ф. Одоевского Николай Григо- будущей биографии и не оставил по-
рьевич пригласил в Консерваторию сле себя никакого «вещественного»
А. Н. Островского, что стало настоя- наследия – ни мемуаров, ни дневни-
щей находкой. Теперь в «Артистиче- ков. Музыковед Г. Ларош, с перво-
ском кружке» студенты могли полу- го знакомства ставший верным дру-
чить знания основ драматического гом и почитателем таланта Н. Г. Ру-
искусства. Учащиеся консерватории бинштейна, на вопрос о том, что оста-
вил потомкам Николай Григорьевич,
В числе многих заслуг ответил в своей статье следующее:
Н. Г. Рубинштейна – приглашение «Он… завещал России творчество,
в число профессоров В. Ф. Одоевского им созданное, творения громадные
и носящие его индивидуальный от-
зыка должна стать доступной широкой постоянно принимали участие в кон- печаток... Читатель знает, что я раз-
публике. Для достижения этой цели не- цертах РМО, и не только оркестранты, умею концерты Музыкального обще-
обходимо, прежде всего, объединить но и вокалисты – умение держаться на ства в Москве и Московскую консер-
музыкантов, чтобы затем совместно сцене было необходимо. Правда, сам ваторию».
выработать «план действий». Со всей Николай Григорьевич был убежден,
присущей ему энергией Николай Гри- что главное для певца – чистота инто- Т. ЕРМОЛЕНКО
горьевич окунулся в сложное и хло- нации, выразительное исполнение и
потное дело «строительства» Русского умение передать настроение произве-
музыкального общества в Москве. дения. Вместе с тем, Н. Г. Рубинштейн
был уверен: знания в области литера-
Н. Г. Рубинштейн также понимал, туры и искусства есть основа образо-
что в такой сфере, как музыка, на вания любого музыканта.
одной интуиции или одаренности мно-
гого не сделаешь: нужно профессио- Любя своих учеников, Н. Г. Рубин-
нальное музыкальное образование. штейн заботился не только об их успе-
Создание образовательной системы – хах в науках, но и об их быте и здоро-
грандиозная задача, которую поставил вье. Размер стипендии обязательно
перед собой директор Московского му- соотносился с успешной учебой. Тем
зыкального общества. Ее решение на- не менее, для того, чтобы обеспечить
чалось с открытия в Москве общедо- ученикам благополучное существо-
ступных музыкальных классов. вание, от Николая Григорьевича по-
требовались дополнительные усилия.
Однако неуемная натура Нико- Консерватория финансировалась из
лая Григорьевича никак не могла

РАДОСТЬ № 12 (202) 2010
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16