Page 5 - 1_15
P. 5
70-летию Великой Победы посвящается 5

и треть продукции электротехнической
промышленности, производимых в Со-
юзе. В городе работали 333 крупных
промышленных предприятия, а также
большое количество заводов и фабрик
местной промышленности. На них тру-
дились 565 тысяч человек. Конечно, та-
кой лакомый кусочек гитлеровцы и их
союзники решили захватить в первые
месяцы войны против СССР.

Уже 5 июля 1941 года части вер-
махта заняли город Остров в Ленин-
градской области. 9 июля был захвачен
Псков, находящийся в 280 километрах
от Ленинграда. От Пскова самый ко-
роткий путь к Ленинграду проходил по
Киевскому шоссе, идущему через Лугу.

О. Ломакин. Блокада Ленинграда

А. Бантиков. Защита Ленинграда 1941 года в городе в очередной раз с 1941 на 1942 год умирали от истоще-
8 сентября солдаты группы «Север» были сокращены нормы выдачи хлеба. ния более 4000 человек, что во 100  раз
Воины на передовой стали получать превышало показатели смертности
захватили город Шлиссельбург (Петро- 500 граммов в сутки, рабочие – 250 в мирное время. Были дни, когда уми-
крепость), взяв под контроль исток граммов, служащие, иждивенцы и во- рали 6–7 тысяч человек. Только в де-
Невы и блокировав Ленинград с суши. ины, не находящиеся на передовой, –
С этого дня началась длившаяся 872 125 граммов. Другой еды, кроме хлеба, А. Пахомов.
дня блокада города. Были разорваны почти не было. В пищу шли даже сто- Салют в честь снятия блокады
все железнодорожные, речные и авто-
мобильные коммуникации. Сообщение С. Боим. Ладога – дорога жизни кабре умер 52 881 человек, потери же
с городом поддерживалось только по лярный клей и куски обувной кожи, из за январь-февраль составили 199 187
воздуху и Ладожскому озеру. С севера которой варили суп. Но разве могли та- человек. Вместе с тем многие тысячи
город блокировали финские войска. кие продукты восполнить калорийность ленинградцев были вывезены на Боль-
Противнику казалось, что город дол- нормального рациона? шую землю по Дороге жизни.
жен сдаться в самое ближайшее время.
Пожалуй, некоторые из гитлеровских Запасы продовольствия достав- Тот, кто выжил, никогда не забудет
офицеров уже стали готовить парад- ляли в город как по воздуху, так и по блокаду: постоянный голод и холод,
ные мундиры, которые пригодились бы Ладожскому озеру, до установления тревоги и грохот разрывающихся бое-
им по случаю вступления в Ленинград. льда. Пока лед набирал достаточную припасов, гибель родных и знакомых
для движения автомашин прочность, людей. Память о подвиге непокорен-
Ценой невероятных усилий нашим движения через Ладогу не было. Потом ного города останется жить в веках:
войскам и ополченцам удалось оста- удалось проложить знаменитую Дорогу в учебниках истории, в гранитных мо-
новить врага в 4–7 км от города. Линия жизни, по которой в город пошли маши- нументах, в воспоминаниях ветеранов.
фронта проходила всего в 4 км от Ки- ны с продуктами. Обратно они увозили Не одолеть врагам Россию и ее мужест-
ровского завода и в 16 км от Зимнего истощенных ленинградцев. Гитлеров- венный народ!
дворца. Несмотря на близость фронта, цы регулярно обстреливали ледовую
Кировский завод не прекращал работу коммуникацию. В образовавшихся по- Н. ПЕТРОВ
на протяжении всего периода блокады. лыньях тонули и люди, и автомашины.
От завода к линии фронта даже ходил Но каждую ночь в город отправлялись
трамвай. Это была обычная трамвай- новые автоколонны.
ная линия из городского центра в приго-
род, но теперь она использовалась для Однако потери среди мирного на-
перевозки солдат и боеприпасов. За селения были ужасны. Каждый день
долгие месяцы блокады прифронтовой в Ленинграде в первую блокадную зиму
трамвай стал своеобразным символом
мужества и стойкости горожан.

Их сопротивление гитлеровцы ре-
шили подавить ожесточенными артоб-
стрелами и бомбардировками с возду-
ха, но город продолжал жить. Вскоре
добавилось еще одно испытание:
в Ленинграде начался голод. 20 ноября

РАДОСТЬ № 1 • 2015
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10